Паника на рынках скоро прекратится, но восстановление будет затяжным

Инвесторы не зря всю неделю продавали активы: в пятницу агентство Standard & Poor’s впервые понизило кредитный рейтинг США с максимальных ААА до АА+ с негативным прогнозом. Паника скоро прекратится, но восстановление будет затяжным, предупреждают эксперты: несмотря на все меры, мировая экономика тормозит, а политики никак не решатся на серьезные действия
Bloomberg

Свое решение S&P объяснило тем, что принятые США меры недостаточны, чтобы стабилизировать динамику госдолга в среднесрочной перспективе. Бюджетные расходы за 10 лет сократятся на $2,1–2,4 трлн, хотя комиссия, созданная по инициативе президента США Барака Обамы, определила необходимый уровень в $4 трлн; на эту же цифру ориентируется S&P.

Не помогло. 1200

пунктов. Этот уровень преодолел индекс S&P 500 3 ноября 2010 г., когда ФРС объявила о втором раунде количественного смягчения. В пятницу индекс вернулся к этой отметке

Разная реакция

Решение S&P повергло инвесторов и политиков в растерянность. Министры финансов стран «большой семерки» и руководители центробанков Европы назначили на воскресенье телеконференции (их результаты на момент сдачи номера не были известны).

Самый известный инвестор мира Уоррен Баффетт (его компания – крупнейший акционер агентства Moody’s, которое, как и Fitch, не меняло рейтинг США) заявил, что США заслуживают рейтинга АААА, а сам он, принимая решения об инвестициях, никогда не смотрит на рейтинговые агентства.

Федеральная резервная система США заявила, что решение S&P не повлияет на ее операции и казначейские облигации будут приниматься в залог, как раньше.

Власти Японии, второй в мире по вложениям в облигации США, не видят проблем с кредитоспособностью США и американские гособлигации останутся привлекательным активом, сказал Financial Times высокопоставленный японский чиновник.

А вот Китай, крупнейший кредитор США, отреагировал крайне резко. «Правительство США должно признать, что добрые старые времена, когда оно могло без ограничений брать кредиты, чтобы выбраться из проблем, которые само же создало, окончательно прошли», – говорится в заявлении государственного агентства «Синьхуа». .

«Америка – это ядро мировой финансовой системы, и снижение рейтинга со временем ослабит позиции товаров, которыми она снабжает мировой рынок, – от доллара как глобальной резервной валюты до ее финансовых рынков как лучшего места, куда другие страны могут вкладывать свои сбережения», – пишет в отчете Мохаммед Эль-Эриян, гендиректор Pimco, крупнейшей компании мира по управлению фондами облигаций.

Низко пали

Акции продолжат дешеветь из-за решения S&P, ожидает экс-председатель ФРС Алан Гринспен (цитата по Bloomberg).

Первыми на решение S&P отреагировали рынки стран Персидского залива. Индекс Tadawul (биржа Саудовской Аравии единственная работает в субботу) упал на 5,5%. Таким же падением открылась в воскресенье дубайская биржа.

Рейтинг США был понижен в тяжелое время для мировых рынков – обвал на прошлой неделе (см. инфографику) напомнил события трехлетней давности. Многие рынки официально вступили в фазу коррекции: падение с пиков этого года превысило 10% у S&P 500, FTSE 100. Несогласованные действия политиков и публикация данных, свидетельствующих о замедлении роста производства в странах Азии, Европы и в США и расходов американских потребителей, подорвали веру инвесторов в восстановление мировой экономики.

Индекс ММВБ в пятницу продолжил падение, открывшись провалом более чем на 4%, но к концу торгов отыграл половину потерянного, обновив тем не менее годовые минимумы, как и индекс РТС, который потерял 3%.

Курс рубля к доллару просел на 23 коп. до 28,31 руб., а к евро – на 48 коп. до 40,23 руб. Рубль слабеет на фоне дешевеющей нефти, отмечает директор управления долгового финансирования «Ренессанс капитала» Эдуард Джабаров: за неделю Urals подешевела на 7,7% до $106,1 за баррель.

«Ситуация уникальная, все продают безбашенно, так было в 2008 г. Но сейчас на рынке инструментов с фиксированной доходностью все довольно стабильно, денег в системе – огромное количество, а на этом фоне идут массированные распродажи», – удивляется Олег Воротницкий из «Уралсиб кэпитал».

Индекс Dow Jones за неделю упал более чем на 700 пунктов – самое значительное снижение с октября 2008 г. В пятницу американские индексы сначала подскочили на 1% после публикации данных о том, что число новых рабочих мест в июле составило 117 000, а безработица – 9,1% (ожидалось 95 000 и 9,2%). «Как же удручает, что факт создания 117 000 рабочих мест за какой-то месяц рынки приветствуют с таким энтузиазмом. Как низко мы пали!» – заявил после обнародования данных Дэн Гринхаус, главный стратег по мировым рынкам брокерской компании BTIG. Вскоре индексы действительно упали на 1%, а к концу дня, после того как стремительно приближающаяся к дефолту Италия сообщила о бюджетных и экономических реформах (см. стр. 03), DJ вырос на 0,5%.

Сегодня возможно падение фондовых рынков, но вскоре их участники снова сосредоточатся на фундаментальных экономических показателях, «которые не ахти», считает Пол Дэйлс, старший экономист по США Capital Economics: «Потеря Америкой рейтинга ААА – самый четкий сигнал, что последствия мирового финансового кризиса будут ощущаться еще долгие годы».

Кризис доверия к власти

Если в 2008 г. рынок рушился из-за недоверия участников друг к другу, то сейчас они не доверяют правительствам и регуляторам, которые ведут себя как одинокие волки, считает Сью Тринх, стратег RBC Capital Markets.

Тринх приводит пример, как на прошлой неделе Банк Японии защищал свою экономику – провел интервенции против иены и увеличил выкуп активов, ЦБ Швейцарии – свою (снизил ставку до нуля и увеличил ликвидность), а ЕЦБ – свою, возобновив выкуп бондов Ирландии и Португалии, а теперь, как сообщает The Wall Street Journal, обсуждает аналогичную меру для Италии и Испании.

«Ни одна ведущая развитая страна не делает ничего существенного, чтобы стимулировать рост и занятость, – говорит Джордж Магнус, старший экономический советник UBS. – У нас не только долговой, но и политический кризис». «Вопросы потолка госдолга и угрозы дефолта стали разменными картами в спорах о бюджетной политике», – говорится в заявлении S&P.

Снижение рейтинга США может стать тревожным звонком для политиков, заставив их взять в руки упущенную инициативу и озаботиться качеством и последовательностью экономической политики, надеется Эль-Эриан.

Некоторые ожидают, что ФРС начнет третий раунд количественного смягчения; о необходимости нового стимула на прошлой неделе в интервью WSJ заявили три бывших члена правления ФРС. Однако эффективность уже второго раунда под большим вопросом: темпы роста ВВП не ускорились, а недавний обвал свел на нет подъем на фондовом рынке (см. врез). Но других приемов у регуляторов, похоже, нет.

Количественное смягчение спасло банки, наполнило систему ликвидностью и на время подняло фондовые рынки, говорит управляющий директор Templeton Asset Management Марк Мобиус. Денег в системе столько, что их некуда девать, а из-за долговых и экономических проблем не решаются инвестировать (см. статью на этой странице). Но в долгосрочной перспективе это чревато инфляцией и стимулирует спасенные банки на очередные рискованные инвестиции, полагает Мобиус. Лучшим решением экономических и долговых проблем США и других стран он считает радикальное упрощение налоговых систем. На этом настаивает Обама. По словам бывшего министра финансов США Пола О’Нила, только администрирование налогов обходится Минфину в $800 млрд в год.

Жизнь продолжается

«Пример Японии показывает, что и после снижения рейтинга жизнь продолжается», – говорит Анне Андерсон, начальник отдела азиатского рынка облигаций UBS Global Asset Management. «Не думаю, что доходности казначейских облигаций вырастут. В мире огромные объемы сбережений и мало безопасных инструментов. Рынки США, Японии и Италии – три самых ликвидных рынка суверенных облигаций. Какой вы выберете?» – объясняет Джек Эблин, директор по инвестициям Harris Private Bank.

Инвесторы могут обратить более серьезное внимание на развивающиеся рынки, особенно азиатские. Они находятся в лучшем положении, чем развитые, «если посмотреть на темпы роста ВВП, валютные резервы», уверен Мобиус, добавляя, что особо интересуется Таиландом, Вьетнамом и Индонезией.

Россия поначалу может выиграть от понижения рейтинга США, но в среднесрочной перспективе для нее это все равно негативно – снизится потребление нефти и рубль окажется под давлением, полагает Джабаров. «На российском долговом рынке большая часть денег – иностранных инвесторов, и если они будут уходить с развивающихся рынков, то нас это коснется в первую очередь, – отмечает портфельный управляющий «Капиталъ управление активами» Ольга Изюмова. – Наша экономика не диверсифицирована, можно понять бегство в юань, в иену, но бегство в рубль – это очень странно, поскольку цены на нефть будут падать».