Россияне отреагировали на кризис – понесли валюту в банки

Нестабильность на финансовых рынках заставляет россиян уходить в валюту – за неделю приток валютных вкладов в некоторых банках вырос на 20%, а объем сделок с наличной валютой – на треть. Впрочем, многие продают валюту в расчете на то, что худшее осталось позади
Reuters

Спрос на наличную валюту подскочил так резко, что застал врасплох службы инкассации. На прошлой неделе из-за этого некоторые столичные отделения «ВТБ 24», по словам сотрудника казначейства банка, в течение одного-двух дней испытывали дефицит наличной валюты, но заказанная заранее валюта выдавалась без проблем. Резкий рост спроса на наличные доллары и их дефицит наблюдались в ряде отделений банка «Открытие», подтвердил начальник отдела департамента розничных продаж банка Евгений Стародубцев. «Спрос на конвертацию вырос на 20–30% – очередей еще нет, но мы увеличили объемы наличной валюты», – говорит Степаненко. Член правления Русь-банка Василий Палаткин также отметил существенный рост объемов обменных операций.

Заметного притока валютных вкладов в Русь-банке пока нет, но «мы не исключаем роста доли валютных вкладов, если волатильность затянется», отмечает Палаткин. В 2008 г., на пике кризиса, доля валютных вкладов в банке доходила до 40%, вспоминает он. Люди выжидают и, «если на этой неделе продолжатся такие скачки, вкладчики начнут реагировать», признает замруководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Илья Зибарев.

На прошлой неделе наблюдался активный приток по валютному портфелю – преимущественно по вкладам в евро, – говорит начальник управления Абсолют-банка Елена Новикова. – Если за июль портфель вкладов в евро сократился на 1,5%, то за прошедшую неделю он вырос на 19%».

Схожая картина в Райффайзенбанке: если раньше доля открываемых валютных вкладов составляла 30%, то на прошлой неделе в валюте открывалась половина новых вкладов, говорит член правления банка Андрей Степаненко.

Рост валютных вкладов происходит в основном за счет VIP-клиентов, которые переводят деньги с текущих счетов и конвертируют средства из других источников, говорит Новикова, но что это за источники, не уточняет. Наибольшую активность проявляют клиенты с вкладами от 10–15 млн руб., согласен вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов: «Звонят, задают вопросы, есть ли возможность переложиться из одной валюты в другую». Около 60% новых валютных вкладов открывается в евро, рассказывает он: «Возможно, клиенты считают, что доллар сейчас более слабая валюта».

При этом массового перетока из рублевых вкладов в евро или доллар пока не наблюдается, уверяет Орлов. «Рублевая часть портфеля стабильна, оттока не отмечается, скорее клиенты, наблюдая рост курсов валют, стремятся на этом заработать», – говорит Новикова. В течение недели доля открываемых вкладов в долларах и евро сильно коррелировала с движениями этих валют на рынке, отмечает Степаненко.

Похожая ситуация на рынке наличной валюты – традиционном убежище для населения кроме вкладов. «Обороты обменных операций в отделениях выросли на 20%, причем в обе стороны – люди не верят, что это затяжное падение [рубля], и пытаются заработать на движении курсов», – рассказывает Орлов.

Простые вкладчики начинают реагировать на изменения на рынке позже VIP-клиентов. Через один-три месяца в зависимости от продолжительности и интенсивности курсовых колебаний, отмечает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. Если нестабильность на валютном рынке затянется, то к концу III квартала доля валютных вкладов, снижавшаяся на протяжении последних двух лет (см. график), может стабилизироваться и даже несколько подрасти, полагает он.