Финансы
Бесплатный
Михаил Оверченко|Екатерина Кравченко
Статья опубликована в № 2919 от 18.08.2011 под заголовком: До единства далеко

Идеи Меркель и Саркози не повлияли на ситуацию в еврозоне

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози предложили несколько идей унификации европейской финансовой политики. На ситуацию в еврозоне это не повлияло – слишком далеки их идеи от воплощения
Bloomberg

Одной из причин кризиса экономисты называют отсутствие механизмов гармонизации бюджетной и экономической политики в еврозоне. Экономические условия, потребности бюджета и заимствования разные, а валюта единая. Мягкая денежная политика, например, позволяла менее конкурентоспособным Греции и Португалии жить за счет не столько развития экономики, сколько роста долга.

Во вторник Меркель и Саркози предложили еврозоне к середине 2012 г. внести в конституции требование иметь сбалансированный бюджет и ограничивать заимствования для достижения этой цели (пока только Германия внесла подобные требования в конституцию). О большей фискальной и экономической интеграции говорилось на саммите ЕС в марте.

Меркель и Саркози также призвали создать реальное экономическое правительство еврозоны во главе с президентом Евросоюза Херманом ван Ромпеем. В него вошли бы главы государств и премьер-министры, которые встречались бы дважды в год; это по задумке ускорило бы принятие и исполнение общих для еврозоны решений.

Лидеры двух крупнейших стран еврозоны готовы подать пример: они планируют составлять годовые бюджеты на основе совместного макроэкономического анализа и обсудить вопрос унификации налога на прибыль компаний. «Мы обязаны усилить интеграцию. Сохранять статус-кво дальше невозможно», – заявил Саркози.

Унификация бюджетной политики

Это маленький шажок к общей фискальной политике: проблема не столько в ее отсутствии, сколько в соблюдении бюджетной дисциплины, говорит главный международный экономист ING Financial Markets Роб Карнелл, и включение требования о сбалансированном бюджете в конституцию само по себе может эту политику унифицировать.

Четкие нормы способны укрепить финансовое положение стран, уверены аналитики Bank of America Merrill Lynch.

А исследование экономистов Еврокомиссии Анны Иары и Гунтрама Вульфа показывает, что числовые бюджетные ориентиры и эффективность законодательной базы наряду с механизмами реализации существенно снижают стоимость заимствований в кризисные времена: если бы у Греции и Португалии были в конституции нормы, аналогичные немецким, спрэд их гособлигаций к гособлигациям Германии был бы в 2009 г. меньше на 50–55 базисных пунктов.

Предложение Меркель и Саркози – риторика, возмущается Малкольм Барр, экономист JPMorgan Chase: «Тяжелые вопросы о санкциях за плохое фискальное поведение и степени суверенитета, которым готовы поделиться страны, остались без ответа».

Процесс только запущен, поясняет сотрудник Еврокомиссии: потребуются новый коллективный договор, новая институциональная структура и делегирование полномочий, ратификация национальными правительствами, что может занять 2–3 года даже при оптимистичном варианте.

Унификация налога на прибыль – неэффективный шаг, считает Карнелл: экономики развиваются с разной скоростью, единый налог не даст одинакового бюджетного дефицита. Кроме того, у стран должна оставаться возможность подстраивать различные параметры под требования экономики, уверен он. Кстати, Ирландия, несмотря на призывы Германии и Франции, так и не согласилась на повышение самого низкого в еврозоне налога на прибыль (12,5%) – даже когда прошлой осенью радикально ужесточила бюджетную политику, чтобы получить финансовую помощь от ЕС.

Страны еврозоны и так не могут помогать национальной экономике инструментами денежной политики, слишком жесткие ограничения в политике фискальной только ухудшат ситуацию; невозможно каждый год иметь сбалансированный бюджет, нужна свобода действий, считают аналитики Bank of America Merrill Lynch.

Общее правительство

Есть два варианта – создать соединенные штаты Европы (центр принятия решений смещается от национальных правительств к наднациональному) либо предложить проблемным странам выйти из зоны евро, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. На совместные решения способны страны схожего экономического развития и культуры – Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, скандинавские, полагает он.

Прежние нормы (Пакт стабильности и роста ограничивал бюджетный дефицит 3% ВВП, а госдолг – 60% ВВП) не соблюдались. Раз система не работает, ее нужно менять, считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Ряд экспертов (например, Джордж Сорос) и политиков (из правительств Италии и Испании) поддерживают идею выпуска общеевропейских облигаций, гарантированных всеми правительствами еврозоны. «Но их сейчас невозможно институциализировать. Если не будет общего правительства, не будет и эмитента. Либо надо сильно реформировать структуру Европейского фонда финансовой стабильности [EFSF]», – указывает Гавриленков.

Руководители еврозоны и так постоянно встречаются, отмечает Карнелл, поэтому к предложенному Меркель и Саркози органу он относится скептически. Темпы реформ слишком низки, общие институты слабы, денег в EFSF мало, указывает он, так что участники рынка будут периодически терять терпение и доверие, толкая политиков на очередной шаг вроде того, что сделали Меркель и Саркози, пока те не придут к созданию централизованного механизма, выпускающего еврооблигации и позволяющего привести экономики в норму.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать