Центробанк займется сомнительными контрагентами банков

Провалы в надзоре заставили ЦБ разобраться, с кем сотрудничают банки. Повышенный интерес гарантирован тем, чьи аудиторы подтверждали недостоверную отчетность других банков, а депозитарии учитывали несуществующие бумаги
С.Николаев

Падение на мировых рынках не окажет серьезного влияния на результаты стресс-тестов российских банков, заявил замдиректора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Михаил Ковригин. «Гораздо более важным является качество кредитных портфелей российских банков, чем фондовый и валютный риск», – цитирует Ковригина «Интерфакс». Но это далеко не все, на что ЦБ намерен обратить внимание.

Дискомфорт от аудитора

ЦБ обещает следить за банками, которых проверяли «комфортные» аудиторы, заявил Ковригин. «Будем уделять внимание банкам, аудиторы которых имели ранее признанную недостоверной отчетность и у которых отзывали лицензию», – сказал он. За недостоверность отчетности ЦБ отзывает основную часть лицензий.

Из наиболее резонансных случаев известны проверявшие Межпромбанк KPMG и «Аора», «Альт-аудит», который работал с Соцгорбанком, «Листик и партнеры», работавшая с банком «Монетный дом». А министр финансов Алексей Кудрин и вовсе поставил аудитора Банка Москвы в один ряд с топ-менеджментом, скрывавшим проблемы. Аудитор Банка Москвы – группа компаний BDO. Идея ЦБ на отношения с банками не повлияет, убежден партнер BDO Денис Тарадов. «То, что у банка отозвали лицензию за недостоверность отчетности, не говорит об аудиторе ни хорошо, ни плохо, – говорит он. – Ведь не его вина в том, что банк планировал свою деятельность так, чтобы показывать именно такую отчетность всем, в том числе и аудитору». Большая ошибка, по его мнению, считать, что другой аудитор мог поступить иначе.

«Пусть лучше сотрудники ЦБ более качественно работают в рамках надзорных функций – это будет эффективнее. Подобные заявления звучат неубедительно», – говорит топ-менеджер крупного российского банка.

Депозитарии распоясались

Почти треть российских депозитариев предоставляют банкам услуги по учету несуществующих ценных бумаг, заявил вчера Ковригин. Но тут же уточнил, что доля учтенных таким образом ценных бумаг на балансах банков составляет всего 5%. Чтобы бороться с этим, ЦБ потребует создавать 100%-ные резервы под ценные бумаги, учитываемые в депозитариях, не отвечающих требованиям ЦБ.

ЦБ объявил об этом еще весной, за что был раскритикован Минфином, который счел это попыткой регулировать рынок – надзор за депозитариями осуществляет сейчас ФСФР. Предполагается, что норма вступит в силу через полгода, указал Ковригин.

«Если ЦБ обнаружил депозитарии, задействованные в криминальных схемах, почему не представляют список нарушителей в ФСФР?» – удивляется руководитель ПАРТАД Петр Лансков. Приведенные цифры вполне реальны, считает он.

Как ЦБ получил приведенную Ковригиным оценку в 30%, вчера узнать не удалось. Однако весной оценку в 30% относительно компаний-пустышек на российском фондовом рынке дали опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка. Они же отмечали, что к их числу относятся и депозитарии, дающие фиктивные выписки. После этого председатель ЦБ Сергей Игнатьев говорил про депозитарии: «Проверил: так оно и есть».

ФСФР такой статистикой не обладает и поддерживает просьбу пояснить ее, говорит представитель службы. Поддерживает служба, по его словам, и установление требований к надежности депозитариев. Но рассматривает это как «первый этап в решении данного вопроса, требующий доработки перечня критериев, определяющих надежность депозитариев».

Недвижимость в цене

Центробанк, по признанию Ковригина, также опасается, что банки будут завышать стоимость недвижимости на балансах с 2012 г., когда получат возможность оценивать ее по рыночной стоимости. Банки и сейчас могут оценивать недвижимость по рыночной стоимости с привлечением оценщика, напоминает замдиректора департамента ФБК Олег Матвеев. И в результате завышать стоимость недвижимости, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Но особого смысла в этом нет, увеличивается налог на имущество, это невыгодно, говорит главный бухгалтер Нордеа-банка Татьяна Шарова. Банки могут завышать стоимость, если недвижимость выступает в качестве обеспечения по кредиту и банку необходимо досоздать резервы, допускает руководитель одного из банков. Недоверие ЦБ может быть обоснованным в том случае, если банкам позволят самостоятельно оценивать стоимость недвижимости без привлечения оценщиков, это допускается международными стандартами, отмечает Матвеев. Однако оценку все равно проверят аудиторы, а ЦБ может сравнить отчетность по РСБУ и МСФО и увидеть различия, говорит Шарова.

С 2012 г. в балансе будет разделен учет основных средств на средства, используемые в деятельности банка, неиспользуемые и переданные, знает Парфенов. Недвижимость в балансе будет видна – в частности, в переданных средствах будет отражена инвестиционная недвижимость банка, говорит Парфенов. Изменения сблизят российскую отчетность с отчетностью по международным стандартам, заключает Матвеев.