Статья опубликована в № 2929 от 01.09.2011 под заголовком: Повод не платить

Роскомнадзор защитит неплательщиков по кредитам

У тех, кто не платит по кредитам, появился неожиданный защитник – Роскомнадзор. Ведомство получает все больше жалоб на незаконную передачу персональных данных от банков коллекторам и начало кампанию по борьбе с нарушителями
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Д.Гришкин

Роскомнадзор начал активно проверять коллекторские агентства, рассказали несколько крупных игроков этого рынка. Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите персональных данных граждан (ФИО, адрес и проч.). Соответствующий закон вступил в силу в 2007 г., и сейчас ведомство отмечает «нарастающее число жалоб граждан» на деятельность коллекторских агентств и банков. Если за 2010 г. на них в Роскомнадзор поступило 90 жалоб, то за восемь месяцев этого года – уже 140. При рассмотрении жалоб служба проводит проверки (на 2011 г. запланировано проверить 23 коллекторские компании), а при выявлении нарушений материалы проверок направляет в прокуратуру, сообщил «Ведомостям» Роскомнадзор.

Самое распространенное нарушение – передача банком персональных данных клиента третьим лицам, прежде всего коллекторам, без согласия на то самого клиента. Например, в конце августа Новосибирское управление Роскомнадзора передало в прокуратуру Москвы и Московской области материалы в отношении Альфа-банка и коллектора «Кредит коллекшн груп». В управление обратился клиент Альфа-банка, и, рассмотрев его жалобу, Роскомнадзор установил, что Альфа-банком «допущена передача персональных данных заявителя третьим лицам без получения согласия». А значит, коллекторская компания не имела права «обрабатывать» персональные данные заемщика, пришла к выводу служба.

В Альфа-банке пока не видели эту жалобу. Но «после вступления в силу этого закона необходимые условия [о согласии заемщика на передачу его персональных данных третьим лицам] были внесены в типовые формы договоров», сообщил банк.

Следовательно, в кредитных договорах, заключенных «Альфой» до 2007 г., такого пункта не было. Не было его и у других банков, например у «ВТБ 24». Сейчас кредитов, выданных до 2007 г., осталось немного: у коллекторов таких около 10% портфеля, оценивает один из розничных банкиров.

Выявив нарушение, Роскомнадзор требует его устранить. Сделать это можно двумя путями: либо получить согласие должника на передачу его персональных данных коллектору, либо – если должник заупрямится – вернуть долг банку. Банкиры в этом случае получают головную боль (иногда им проще такой долг списать), а коллекторы, выходит, теряют до 10% портфеля.

Игнорировать требования Роскомнадзора небезопасно. По закону о персональных данных он может не только обратиться в суд (с иском в защиту прав субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать персональные данные, что для банка и для коллектора равнозначно остановке бизнеса.

Кроме того, если ничего не делать, у должника появляется аргумент не платить. Впрочем, пока судебного прецедента не было. «Там в самом законе есть коллизия – указано, что для целей исполнения договора разрешение на обработку персональных данных не требуется», – предупреждает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more