Groupon отказалась от IPO

Один из самых ярких интернет-проектов последних двух лет – сервис скидок Groupon – отказался от IPO. Формально компании помешало плохое состояние финансовых рынков, но эксперты уже предрекают кризис всей бизнес-модели онлайн-скидок
Bloomberg

Groupon отменила роуд-шоу для инвесторов (должно было начаться на следующей неделе) и пересматривает планы по выходу на Нью-Йоркскую биржу, рассказал The Wall Street Journal человек, знакомый с планами компании. Предполагалось, что капитализация Groupon может составить $20 млрд. Представитель Groupon отказался от комментариев.

Неудачная попытка

Собеседник The Wall Street Journal назвал основной причиной отмены IPO волатильность на фондовых рынках. Она вынудила многие компании отложить выход на биржу. Если в январе – июле в США в среднем в месяц проводилось по 12 IPO на сумму $4,2 млрд, то в августе состоялось лишь три сделки на $867 млн (правда, август – традиционный месяц затишья на рынке первичных размещений).

Сервис Groupon существует всего три года. Не эта компания изобрела модель так называемых предложений одного дня (товар или услуга распродавались через интернет в течение только одного дня по сниженной цене), но именно этот сервис стал олицетворением рынка онлайн-скидок (см. врез). Спустя год промоакции Groupon уже вызвали настоящую шумиху: так, в ноябре 2009 г. один из крупнейших в мире производителей одежды Gap за один день продал с помощью этого сервиса товаров на $11 млн. К тому времени сервис прославился как компания, которой удалось достичь продаж в $1 млрд быстрее, чем кому-либо в истории.

Проблемы у Groupon начались еще в ходе подготовки к размещению. Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) смутило, что Groupon использовала в отчетности скорректированный показатель чистой прибыли, исключив из нее расходы на рекламу, сделки, поощрение сотрудников. Благодаря этому Groupon похвасталась перед будущими инвесторами чистой прибылью в $61 млн за 2010 г. вместо чистого убытка в $420 млн. В этом году потери компании выросли еще больше: во II квартале они составили $102,7 млн, что в 2 раза выше, чем годом ранее. Аналитики обвинили Groupon в том, что задолженность сервиса перед компаниями – поставщиками товаров и услуг в несколько раз превышает запас денежных средств на ее счетах. В ответ гендиректор Groupon Эндрю Мейсон разослал сотрудникам письмо, где рассказал, что у компании нет проблем с наличностью и ее высокие расходы на маркетинг (основная причина убытков) сокращаются. Компания никогда не была более сильной, чем сейчас, заключил в письме глава Groupon. Письмо просочилось в прессу – и SEC, по информации The Wall Street Journal, вынесла компании предупреждение, напомнив о запрете публичных заявлений перед IPO.

Клоны купонов

Groupon – лидер на рынке онлайн-скидок и, хотя многие пытались с ней конкурировать, никому не удалось подобраться близко, похвастался Мейсон в том же письме сотрудникам: другие сервисы отстают по оборотам бизнеса в несколько раз. Вот только этот разрыв постоянно уменьшается, а конкурентов становится все больше, указывают эксперты. Неудивительно, что клоны Groupon стали появляться один за одним. В России возникли Darberry (недавно ее выкупила Groupon), «КупиКупон» и др. В гонку включились и интернет-гиганты Google, Amazon и Facebook, которые создали собственные сервисы скидок. А количество посетителей сайта Groupon в июне снизилось вдвое по сравнению с пиком популярности.

Сейчас сервисами скидок пользуется почти половина пользователей интернета в США (44%), выяснила в июне этого года интернет-компания Experian, и каждый второй из них жалуется, что получает слишком много предложений от слишком большого количества сайтов. Причем, как показало исследование американского Университета Райса, пользователи практически не различают разные сервисы скидок. И более 70% пользователей таких сервисов сообщили аналитикам Experian, что пользуются ими прежде всего из-за стремления сэкономить, нежели из-за желания попробовать что-то новое. Это плохая новость для компаний, желающих расширить с помощью таких сервисов клиентскую базу. Хотя 80% пришедших с таких сервисов в рестораны и магазины – новые для них клиенты, единицы возвращаются снова, указано в исследовании университета. Только половина компаний получила прибыль от партнерства со скидочными сервисами. Зато рестораны и магазины, увлеченные онлайн-скидками, резко сократили расходы на рекламу и узнаваемость их брендов упала, добавляют ученые. Из-за огромного количества однотипных сервисов на рынке не хватает качественных предложений, указывает Experian. Известный в США сервис рекомендаций Yelp сообщил, что будет предлагать ограниченное число «качественных» сделок. А Facebook недавно заявила, что закрывает свой сервис скидок.