Сбербанк уже выиграл Олимпийские игры в Сочи

Статус генерального партнера Олимпиады в Сочи позволит Сбербанку стать монополистом на рынке монет из драгметаллов. Спрос на золото резко вырос, у банков заканчиваются запасы драгоценных монет старой чеканки, а новая – программа «Сочи-2014» – целиком достанется Сбербанку
Trend

Согласно плану ЦБ по эмиссии монет почти 98% всего объема новой чеканки инвестиционных и памятных монет из драгметаллов в 2011–2012 гг. составляет программа «Сочи-2014». Ее тираж – более 6 млн штук. Этот объем предназначается Сбербанку: он получил эксклюзивное право на их продажу как генеральный партнер Олимпийских игр. Для остальных участников рынка в 2011–2012 гг. будет выпущено несколько серий памятных монет из драгметаллов – из них золотых менее 17 000 штук.

С середины лета спрос населения на золото резко вырос. «Спрос на золотые монеты в июле – августе вырос в 2–2,5 раза, иногда возникали ситуации, когда банк не мог удовлетворить спрос в том объеме, в каком хотели клиенты, – не было такого количества монет», – рассказывает начальник отдела «ВТБ 24» Елена Дегтева. «За июль у нас купили 450 монет, за август – 4200, а с начала сентября – 5185», – говорит председатель правления «Абсолют банка» Николай Сидоров.

Никто такого увеличения спроса не ожидал, поэтому банки опасаются, что останутся без монет. «Рынок будет перекошен в пользу Сбербанка, у других игроков уже сейчас лимиты подходят к концу, а новые выпуски инвестиционных монет для коммерческих банков не запланированы», – сетует менеджер одного из крупных игроков рынка драгметаллов.

Банки раз в полгода подают заявки в ЦБ на определенное количество монет, а затем постепенно выбирают лимиты. Больших запасов никто из банков старается не держать – цены на золото колеблются, котировки ЦБ выставляет ежедневно, поэтому лучше закупать партиями, говорит Дегтева. «Резерв пока есть – покупаем по своему лимиту у ЦБ, но спрос превышает предложение, и если в регионах еще где-то могут быть небольшие запасы, то в Москве за золотыми монетами клиентам придется побегать, – признает Сидоров. – На рынке может возникнуть дефицит – не будет ли нарушено антимонопольное законодательство?»

Банки надеются, что Сбербанк будет продавать «сочинские» монеты не только населению, но и другим банкам.

«Неизвестно, какие наценки Сбербанк, получив монопольное преимущество, установит для банков и для населения и захочет ли вообще продавать другим банкам», – говорит топ-менеджер одного из банков. Другой участник рынка рассказывает, что его банк уже пытается договориться со Сбербанком об условиях продажи монет: «Но руководство госбанка вполне может сказать, что он продает только населению».

Если договориться со Сбербанком не удастся, некоторые банки не исключают того, что придется ограничить предложение. «Будем продавать золото в слитках, обезличенные металлические счета, ждать, когда люди, купившие инвестиционные монеты в Сбербанке, принесут их нам на обратный выкуп», – говорит один из банкиров.

«Многим предлагали стать генеральным спонсором Олимпиады, согласился Сбербанк и поэтому имеет преимущество, – рассуждает источник в одном из госбанков. – Может, тут и нет нарушения антимонопольного законодательства».

«Ситуация неоднозначная, затрагивает не только антимонопольное законодательство, но и закон о проведении XXII Олимпийских игр, и нормы о спонсорстве и требует изучения ряда документов, когда изучим – антимонопольная служба изложит свою позицию», – говорит замруководителя службы Андрей Кашеваров.

В ЦБ не ответили за запрос «Ведомостей». В Сбербанке отказались от комментариев.