Внешэкономбанк освоит новую форму "инструмента развития"

Как стало известно «Ведомостям», Внешэкономбанк готов взять на себя функции инвестфонда, придуманного Германом Грефом для реализации государственных мегапроектов. Заодно предлагается и новый механизм инвестиций
РИА Новости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

"Всем уже очевидно, что деятельность инвестфонда, открытого несколько лет назад, затухает и, чтобы он не умер совсем, нужна свежая кровь", — говорит чиновник аппарата правительства. По его словам, спасать инвестфонд готова госкорпорация ВЭБ, но она предлагает полностью поменять его экономическую модель.

Инвестфонд был придуман в 2004 г. Германом Грефом, который тогда был министром экономики. Федеральный бюджет получал нефтяные сверхдоходы, и Греф убедил правительство часть средств направлять на софинансирование больших инфраструктурных строек. В 2006 г. Минэкономразвития приняло первые заявки на финансирование из фонда: запросы превысили 450 млрд руб. В 2007 г. бюджет инвестфонда составлял 265 млрд руб., но в кризисный 2008 год финансирование сильно сократилось и с тех пор остается на уровне 65 млрд руб. в год. Та же сумма заложена в проекте федерального бюджета на 2012 г. Контроль над инвестфондом перешел к Минрегиону, и в итоге фонд переориентировался на некрупные региональные проекты.

А многие ориентированные на инвестфонд большие проекты сейчас приостановлены либо пытаются вписаться в другие федеральные программы. Например, уже возникли проблемы с «Комплексным развитием Южной Якутии» общей стоимостью более 400 млрд руб.: речь идет о создании крупного промышленного района на востоке страны с предприятиями по глубокой переработке полезных ископаемых (газа, апатитов, угля, железных и урановых руд). Только на проектно-сметную документацию нужно 10,4 млрд руб., а из инвестфонда выделено только 6 млрд руб. Встревоженное письмо президента Якутии Егора Борисова первому вице-премьеру Игорю Шувалову о продолжении финансирования проекта есть в распоряжении «Ведомостей». Проектная документация уже почти готова, с 2012 г. в соответствии с подписанным сторонами инвестсоглашением должно начаться строительство, писал Борисов в августе, но из-за дефицита средств инвестфонда начать стройку невозможно. Выход из ситуации — «принципиально новый подход» ВЭБа, говорится в письме, но он требует изменений закона о госзакупках (94-ФЗ) и Бюджетного кодекса.

ВЭБ предлагает изменить принципы бюджетных ассигнований фонда, внедрить международную систему TIF (tax increment financing): это когда за привлеченные в проекты инвестиции рассчитываются налогами, которые получены от реализации проектов. Схема получается следующая: частные инвесторы строят объекты на кредитные деньги госкорпорации, а кредит обслуживается и погашается за счет платежей бюджета, которые будут получены в будущем от дополнительных налоговых поступлений, генерируемых проектом. Чтобы этот механизм заработал, нужно изменить правила формирования и использования средств инвестфонда, говорится в предложении ВЭБа (есть в распоряжении «Ведомостей»). Сейчас по Бюджетному кодексу госконтракты заключаются на срок, который не превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. ВЭБ просит исключений из этого правила для проектов инвестфонда. Не подходит для новой процедуры и форма аукциона — надо проводить конкурсы, указывает ВЭБ. Если схема заработает, то у государства не будет убытков от консервации строек и будут получены запланированные и даже новые налоги, обещает госкорпорация. К тому же получится, что государство будет контролировать не половину проекта, как сейчас, а весь.

Шувалов поручил Минрегиону, Минэкономразвития и Минфину с участием ВЭБа проработать предложенный подход до 1 ноября (поручение есть в распоряжении «Ведомостей»).

Сейчас, когда ВЭБ понял, что не может рассчитывать на фондирование из госбюджета, а на финансовых рынках высокая волатильность, руководство госкорпорации очень интересует тема получения новых инструментов для развития, говорит источник, близкий к наблюдательному совету госкорпорации. В недавнем интервью «Ведомостям» глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорил, что госкорпорация могла бы заменить бюджетное финансирование многих целевых программ на финансирование на возвратной основе. Он напомнил опыт СССР, когда существовал Промстройбанк, который обеспечивал финансирование крупнейших строек и контролировал целевое использование финансовых средств.

Минрегион не против предложения ВЭБа об изменении экономической модели фонда, говорит чиновник ведомства. «Но надо понимать, что этот механизм отличается от инвестфонда.

И вполне вероятно, что фонд будет ликвидирован вовсе«, — говорит он. По его мнению, ситуация, когда будут существовать два механизма поддержки инвестиций, тоже возможна. Но Минфин пока не намерен согласовывать предложение о смене модели инвестфонда, потому что она противоречит принципам Бюджетного кодекса, сказал «Ведомостям» чиновник этого министерства.

Теория и механизмы возврата средств инвесторам через налоговые платежи с реализуемых проектов в целом хороши, но на практике в России в современных условиях практически нереализуемы, говорит председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев. Главное препятствие в том, что российская налоговая система существует по принципу «единства кассы»: налоговые поступления не обособляются, кроме тех, которые поступают в дорожные фонды. К тому же не отработан механизм анализа налоговых поступлений от конкретного проекта и в существующих условиях технически сделать это невозможно, считает он: «Для этого в России должно заработать электронное правительство и система учета». Сегодня даже такая простейшая вещь, как возмещение НДС, занимает до полугода, а возврат налогов требует на порядок более сложного налогового учета: на практике придется переписать весь Бюджетный и Налоговый кодексы, все налоговое законодательство.