Раджат Гупта обвинен в передаче инсайдерской информации

Бывшего члена советов директоров Goldman Sachs, Procter & Gamble и Сбербанка, управляющего директора McKinsey, члена международного попечительского совета московской школы управления «Сколково» обвиняют по шести пунктам в передаче инсайдерской информации основателю фонда Galleon Раджаратнаму
Д. Гришкин

Раджат Гупта, бывший член советов директоров Goldman Sachs, Procter & Gamble и Сбербанка, управляющий директор и старший партнер консалтинговой компании McKinsey, член международного попечительского совета московской школы управления «Сколково», сегодня сдался сотрудникам ФБР. Ему предъявлены уголовные обвинения в передаче инсайдерской информации основателю хедж-фонда Galleon Раджу Раджаратнаму. Последнего недавно приговорили к 11 годам тюрьмы за инсайдерскую торговлю, что стало самым длительным в США наказанием за подобное преступление.

Прокуратура Манхэттена обвинила Гупту по шести пунктам в передаче Раджаратнаму данных о финансовом состоянии Goldman Sachs и Procter & Gamble и об инвестиции Уоррена Баффетта в Goldman в 2008 г.

Если прокуроры смогут доказать вину Гупты, он станет самым высокопоставленным корпоративным топ-менеджером, павшим жертвой крупномасштабного наступления американских властей на инсайдерскую торговлю. С конца 2009 г. прокуратура Манхэттена предъявила обвинения 55 людям, 51 признали вину или были признаны виновными.

Гупта, впрочем, своей вины не признает, говорится в заявлении, которое до предъявления обвинений распространил его адвокат Гэри Нафталис: «Он всегда действовал честно и добросовестно… никогда не торговал никакими ценными бумагами, не сообщал Раджаратнаму [информацию], чтобы тот торговал, не получал никакой прибыли в качестве платы за услуги». Это действительно слабое место обвинения – у него нет подтверждения, что Гупта незаконно зарабатывал на том, что передавал Раджаратнаму инсайдерскую информацию. Власти, однако, намерены показать, что незаконная инсайдерская торговля не всегда предполагает обмен информации на деньги, пишет The Wall Street Journal; они будут доказывать, что отношения между Гуптой и Раджаратнамом, которые активно участвовали в общественной жизни и вместе инвестировали, свидетельствуют о том, что система взаимных услуг, характерная для корпоративного мира, может принимать форму инсайдерской торговли.

Но ранее прокуроры и Комиссия по ценным бумагам и биржам заявляли, что Раджаратнам «купил сотни тысяч акций» Goldman Sachs в течение нескольких минут после звонка Гупты в сентябре 2008 г., когда тот сообщил ему, что Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта вложит в Goldman $5 млрд. В другом случае, в декабре 2008 г., считает прокуратура, Раджаратнам продал акции Goldman до публичного объявления о первом квартальном убытке банка с момента его IPO в 1999 г. Гупта, по ее утверждению, также сообщил Раджаратнаму инсайдерскую информацию о финансовых результатах Procter & Gamble.

В публичной жизни Гупта считался эффективным и добросовестным топ-менеджером, образцом для подражания в его родной Индии и в США, где он стал первым представителем не из западного мира во главе McKinsey. Однако записи телефонных разговоров, которые в судебном процессе над Раджаратнамом представляли прокуроры, показывают, что в последние годы Гупта, похоже, очень хотел получать много денег. Консультант McKinsey Анил Кумар, признавшийся в передаче Раджаратнаму инсайдерской информации, как-то сказал ему, что Гупта намерен уйти из совета директоров Goldman, потому что там недостаточно много платят, и начать работать на богатого инвестора Генри Крэйвиса, сооснователя одного из крупнейших фондов прямых инвестиций Kohlberg Kravis Roberts. “Это уже круг миллиардеров, да? – ответил Раджаратнам. – А Goldman – это, скорее, владельцы сотен миллионов… Думаю, он видит возможность, не слишком напрягаясь, получить $100 млн за 5-10 лет”.