Статья опубликована в № 2976 от 08.11.2011 под заголовком: Обиженные картой

Американцы перемещают свои деньги в кредитные союзы

Недовольство комиссионными и социальный протест сподвигли многих американцев на закрытие счетов в крупных банках. Но России эта тенденция не угрожает – альтернативы банкам здесь не найти, а протестные настроения гораздо слабее, уверены эксперты
AFP

В минувшую субботу в США прошел «день банковского перевода». Изначально это была инициатива хозяйки лос-анджелесской арт-галереи Кристен Кристиан. После того как Bank of America (BofA) сообщил о планах брать с владельцев дебетовых карт $5 ежемесячно, Кристиан начала кампанию на Facebook – она призывает переводить деньги в кредитные союзы. «Я начала [эту кампанию], потому что чувствую то же, что и многие из вас, – отмечает Кристиан, – я устала от повышения комиссионных, от того, что не могу воспользоваться деньгами, когда они мне нужны». Тема, открытая Кристиан, привлекла внимание почти 60 000 человек. Ее подхватили региональные банки и кредитные союзы, начавшие через Twitter рекламировать себя как альтернативу крупным банкам.

В итоге BofA отказался от своей идеи, объяснив решение «реакцией клиентов и изменившимся рынком». Wells Fargo также отказался от пилотной программы в пяти штатах, где он начал брать $3 в месяц за обслуживание дебетовых карт. JPMorgan Chase и Citigroup решили такую комиссию не вводить.

За октябрь в кредитных союзах открыли счета 650 000 американцев по сравнению с 600 000 новых клиентов за весь 2010 год (данные Национальной ассоциации кредитных союзов, CUNA). За последний месяц новые сберегательные счета кредитных союзов пополнились на $4,5 млрд.

Банкиров подобный отток клиентов беспокоит не сильно – они не приносят прибыли банкам, поскольку деньги на счетах небольшие. Обслуживание одного текущего счета обходится крупному банку в $350–450 ежегодно по сравнению с $175–250 для меньших банков (оценка Moebs Services). В конце июня на счетах кредитных союзов было 8% застрахованных в США депозитов по сравнению с 70% в банках с активами от $10 млрд. Но число клиентов у кредитных союзов внушительное – 91 млн, или почти треть населения США.

Банкиры в ответ жалуются, что кредитные союзы давно переросли тот статус, который им предписан, – кредитора, помогающего заемщикам, для которых остальные возможности закрыты, – и потому они должны платить налоги, как и коммерческие банки. «Федеральное и местные правительства сейчас страдают от низких доходов, так почему же некоторые из этих кредитных союзов должны получать субсидии?» – отмечает гендиректор McFarland State Bank Дэвид Локк.

«В России потребители не столь агрессивно настроены против банков в основной массе, да и держателей дебетовых карт здесь гораздо меньше, чем вкладчиков и тех, то имеет кредитные карты, – рассуждает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. – Правда, и обслуживание дебетовых карт у нас практически бесплатное». Поведение американцев он считает экзальтированным – стоимость перевода средств из банка в кредитный союз сопоставима с годовым обслуживанием по такой цене.

«Пока в России нет законов об электронной подписи, возможности дистанционно размещать средства и идентифицировать клиента, то говорить о его силе смысла нет. Он все равно будет получать зарплату там, куда его направит работодатель, а перевести оттуда деньги порою нетривиальная задача», – говорит создатель ТКС-банка Олег Тиньков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать