Батурина уверяет, что больше не причастна к Русскому земельному банку


Елена Батурина уверяет, что вышла не только из числа акционеров Русского земельного банка, но и полностью отошла от этого бизнеса. Это следует из ее интервью «Ведомостям». «Это не так», - ответила она на вопрос о том, принадлежит ли ей по-прежнему Русский земельный банк. «Банк продан и принадлежит его менеджменту. Надо понимать, что это не самый крупный банк в России. Он был создан в начале 1990-х гг., а через некоторое время приобретен мною. В свое время он был нужен для осуществления финансовых потоков в моей группе компаний. Играл роль расчетно-финансового центра. Сейчас это классический коммерческий банк», - объяснила Батурина, недавно продавшая «Интеко».

В конце прошлого года Русский земельный банк сообщил о смене владельца контрольного пакета акций. Вместо Батуриной, которая с пакетом 98,12% акций вышла из состава акционеров Русского земельного банка, на его сайте появился список из 118 учредителей, в число коих входят даже редакции журналов «Работница» и «Сельская новь». А в списке «влияющих» лиц — шесть кипрских компаний и Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

Однако еще в феврале этого года из слов Батуриной можно было сделать вывод, что она осталась владелицей Русского земельного банка. Так, в ходе беседы с создателем ТКС-банка Олегом Тиньковым и вице-президентом ТКС-банка Олегом Анисимовым на вопрос Тинькова «Какой у вас банк?» Батурина ответила: «Русский земельный банк». «По сути это наш системный банк, расчетный центр», — охарактеризовала его профиль владелица «Интеко». И нужен он, чтобы оптимизировать финансовые потоки, уточнила Батурина.

В числе бенефициаров банк раскрыл шестерых российских граждан, двое из которых — бывшие подчиненные Батуриной. Это было видно из трастовой схемы. «Российские банки не обязаны раскрывать протектора траста — только бенефициаров. Между тем именно протектор дает указания по управлению трастом, осуществляет контроль. Обычно это и есть реальный собственник», - отмечал тогда партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Он допускал, что так у Батуриной мог оставаться контроль за банком.

На 1 октября с активами 4,7 млрд руб. (344-е место среди российских банков) и капиталом 1,3 млрд руб. (34-е место) банк получил 99,3 млн убытка с начала года, согласно «Интерфакс-ЦЭА».