Россия на развилке экономического пути: реформа или сохранение популистской стратегии


Автор - директор департамента инвестиционного менеджмента \"Газпромбанк - управление активами\".

На прошлой неделе состоялся четырехдневный международный форум «Россия и мир: 2012-2020», организованный Фондом Егора Гайдара. Целью мероприятия по задумке организаторов является обсуждение различных идей и подходов к пониманию глобальных процессов, идущих в России и мире.

В силу того что форум позиционируется как мероприятие с научной архитектурой, среди его участников оказалось очень немного представителей инвестиционного сообщества. Между тем именно эта аудитория является, на наш взгляд, адресатом большинства выступлений на форуме. И у тех западных и российских инвесторов, кто присутствовал на пленарных заседаниях, совершенно очевидно сложилось ощущение сложности и неопределенности развития экономики России в ближайшее десятилетие. Прогнозирование в существенной мере затруднено не только отсутствием сколько-нибудь стройной и выверенной экономической программы правительства на перспективу более трех лет, но и явной политизированностью экономических настроений.

Политизированность исторически свойственна российской экономике. Но сегодня, на рубеже президентства, полярность политических настроений говорит о том, что направление экономического развития страны в долгосрочной перспективе может радикально измениться.

Главный вызов в современной экономической политике сделал в 2011 г. средний класс (доля которого достигла 25-30%, а к 2020 г., по оценкам, приблизится к 40-50%), проголосовав против вывода капитала из страны и приняв участие в протестном движении. Изменение структуры потребления требует кардинального реформирования экономической политики с целью стимулирования развития малого и среднего бизнеса, реинвестирования капитала внутри страны и обеспечения инвестиционной активности западного капитала. Иными словами, запрос среднего класса на реформы сегодня открыто противопоставляется популистской экономической политике нынешнего правительства. Представители последнего признали, что в годы кризиса сделали «левый крен» и главная задача нового правительства — конвертировать напряженность в «спокойное состояние».

Однако парадокс современной России в том, что запрос среднего класса только что оформился, а адекватного ответа у власти пока нет. Каким образом правительство намерено провести бюджетную консолидацию? Обеспечить конкурентоспособность экономики, а точнее, среднего и малого бизнеса в ближайшие 7-8 лет? Переориентироваться с потребительского спроса на инвестиционный? Сформировать условия для частного капитала?

За исключением более или менее сформулированных предложений по налоговой реформе на ближайшие 5-6 лет (т. н. налогового маневра), которую планируется утвердить весной и законодательно оформить до конца года, а также планов законодательно ограничить наличные денежные расчеты, участники форума разъяснений не получили.

Как ни странно, за бортом осталось обсуждение места финансового рынка в общеэкономической системе. Выступление главы ФСФР определенно показало: там хорошо видят слабые места финансовых институтов, их неполноценность в плане выполнения главной экономической функции — трансформации сбережений в инвестиции, низкую конкурентоспособность на международном уровне. Однако, к сожалению, при обсуждении этой темы стало совершенно очевидно, что стратегии развития финансовых рынков у ФСФР нет, поскольку реформирование финансовой системы станет производной от реформирования пенсионной и судебно-правовой, а также банковской систем.

Если остановиться на этом вопросе чуть подробнее, то пенсионный ресурс является гарантом стабильности фондового рынка, своего рода подушкой безопасности. Причем на очень длительный срок — до 20-30 лет. Именно такие фонды (со «сроком дожития» более полутора десятков лет) инвестируют в акции. В России дефицит пенсионной системы, который, по оценкам экспертов, к 2014 г. составит 1,4 трлн руб. и к 2020-2030 гг. станет катастрофическим, напрямую связан с демографическо-миграционной политикой, про которую чиновники ничего внятного не сказали.

К решениям проблем в судебно-правовой системе инвесторы, прежде всего западные, не перестают призывать власти на протяжении почти 20 лет существования фондового рынка. В частности, существенный ущерб этот риск наносит долгосрочным проектам, привлечению инвестиций в процессе приватизации и IPO/SPO частных компаний. В рейтинге экономической свободы Heritage Foundation Россия заняла 143-е место из 183-х, попав в группу «в основном несвободных» стран. С точки зрения инвестора, по итогам форума можно было сделать вывод, что судебно-правовой реформы в обозримой перспективе реализовано не будет. Символическим можно считать тот факт, что о приватизационном процессе представители правительства даже не заикались. Очевидно, что приватизация в условиях отсутствия судебно-правовых гарантий обречена на неуспех. А продажа пакетов российских акций западными инвесторами усилит отток капитала.

С точки зрения фондового рынка интересен вопрос о ликвидности банковской системы. ЦБ России заявил, что кризиса ликвидности ожидать не следует, поскольку он уже начал предоставлять банкам дополнительную ликвидность на регулярной основе и вполне готов увеличить объемы кредитования, если Минфин изымет бюджетные средства с депозитных счетов в коммерческих банках. Но ЦБ больше озабочен проблемами инфляции. И мнение его представителей вступило в диссонанс с заявлениями руководителей Сбербанка и ВТБ о нехватке ликвидности, необходимости ее предоставления во избежание «кредитного сжатия» и т. п. Участники рынка были немало удивлены заявлением ЦБ о том, что «объемы спроса на аукционах репо очень малы», — при том, что в период с 10 по 16 января в рамках сессии прямого репо по фиксированной ставке ЦБ предоставлял в среднем 167 млрд руб. ежедневно. Вывод о проблемах с кратко- и среднесрочной ликвидностью у некоторых банков можно напрямую сделать по динамике депозитных ставок, а также роуд-шоу Сбербанка, пытающегося привлечь средства на международных рынках, пусть и под «кризисные» проценты. Очевидно, что для главного розничного банка страны кажется проще договориться с западными кредиторами, чем получить доступную ликвидность у российского регулятора.

Форум в Москве прошел в преддверии Всемирного экономического форума в Давосе. По традиции с давосской трибуны российские чиновники и частный бизнес адресно обращаются к иностранным инвесторам. Интересно услышать, как изменится тональность их выступлений с учетом сигналов, полученных в ходе дискуссий на отечественной научно-экономической площадке.

P.S. Было бы неправильным оставить без внимания главный вопрос, который волнует инвесторов, как западных, так и отечественных, – о преемнике нынешнего главы правительства. Интересно, что, несмотря на официальные заявления «тандема», участники дискуссий не считают тему закрытой. Именно от нового премьера и его соратников может зависеть выбор дальнейшего экономического пути – либо в сторону кардинального реформирования экономики, либо - сохранение популистской стратегии.