Во сколько обходится населению медлительность чиновников

В 2011 г. из-за очередей к чиновникам население потеряло 1,5 млрд руб., подсчитали в Минэкономразвития

Минэкономразвития проверило, довольно ли население госуслугами. В опросе приняли участие свыше 4000 человек из 20 регионов. Почти 75% респондентов оценили качество услуг как «очень хорошее» или «скорее хорошее». Больше всего гражданам нравятся загсы (92,1% хороших отзывов) и ФМС (81,2%). Меньше всего – ГИБДД (68,3%) и органы занятости (60,9%).

Главная проблема – очереди, на это указали 45% респондентов. В среднем в 2011 г. люди проводили в них 51 минуту. Понаблюдав за очередями и отправив к коллегам «анонимных покупателей», Минэкономразвития установило, что ждать оказания самых популярных услуг (получение российского и заграничного паспортов, а также прав, постановка автомобиля на учет в ГИБДД) приходится 59,6 мин.

Ожидание в очередях (по четырем услугам) обошлось людям в 1,5 млрд руб. Столько они могли бы заработать за это время (при среднем доходе в 18 500 руб.). Дороже всего очереди в ГИБДД – 1,3 млрд руб., в среднем автомобилисты ждали по два с половиной часа. В пересчете на одного человека потери – 65 руб. в год. Чем выше доход, тем дороже ожидание: при зарплате в 60 000 руб. час очереди обойдется в 85 руб. в год.

Аналогичное исследование в 2011 г. проводил Институт государственного и муниципального управления ВШЭ: пять услуг – получение двух видов паспортов, регистрация по месту жительства, постановка автомобиля на учет в ГИБДД и техосмотр – в 2010 г. обошлись населению в 1,9 млрд руб.

По плану Минэкономразвития к 2014 г. среднее время ожидания должно сократиться до 15 мин. Качество услуг повышается благодаря единому порталу госуслуг, улучшению межведомственного взаимодействия, предоставлению услуг в электронном виде, говорит директор департамента Минэкономразвития Алексей Херсонцев. Современные технологии нужны, замечает проректор ВШЭ Лев Якобсон, но по качеству госуслуг Россия отстает от Европы 30-летней давности, когда электронных услуг не было. Люди сравнивают ситуацию с тем, что было 10 лет назад, и даже косметические улучшения – например, появление туалета или электронной очереди – воспринимаются как большой прогресс, говорит председатель «Конфопа» Дмитрий Янин.