Приватизация должна проверяться по критериям рациональности, справедливости и законности


Смена власти и приход в Белый дом обновленной команды вновь выдвинул вопрос о приватизации в разряд наиболее приоритетных. В правительстве собрана команда, умеющая это делать, занимающаяся этим с удовольствием, и одним из первых ее действий стало решение по обновлению планов приватизации.

Старт ускорению этого процесса дал Дмитрий Медведев еще год назад, когда на заседании Петербургского международного экономического форума высказал свои приоритеты: «В российской экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией. Оно должно дать им как право на ошибку, так и возможность для драйва, для развития». Медведев считает обоснованным «отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности». Цель таких преобразований такова: «За относительно короткое время мы обязаны пройти точку невозврата к тем моделям, которые ведут нашу страну в обратном направлении».

На проходившем 7 июня заседании правительства процессу приватизации был добавлен новый импульс. До 1 сентября 2012 г. будут выставлены на продажу порядка 200 мелких и средних предприятий, завершается подготовка сделок в отношении крупных компаний. Среди них 20%-ный пакет «Апатита», 100%-ный пакет «СГ-транса», 55%-ный пакет Ванинского морского торгового порта, соответствующие пакеты Мурманского морского торгового порта, авиакомпании «Сибирь», Архангельского тралового флота и ТГК-5. Из крупнейших компаний в ближайшее время может быть осуществлена приватизация 7,58% акций Сбербанка (стоящего по сегодняшнему курсу более 100 млрд руб.), 25% минус одна акция «Совкомфлота» (около 25–27 млрд руб.). Кроме того, это пакет «Алросы», до 49% акций Объединенной зерновой компании и 10% акций «Роснано».

Расширенные приватизационные планы правительства предусматривают до 2016 г. полный выход государства из таких компаний, как банк ВТБ (продажа находящихся у государства 75% акций), Россельхозбанк (100% акций), «Росагролизинг» (99,9%), «Совкомфлот» (100%), международный аэропорт «Шереметьево» (83%), «Аэрофлот» (51%), Объединенная зерновая компания (100%), «Алроса», «Русгидро, «Роснефть» (75,1%), «Зарубежнефть» (100% акций) и «Интер РАО». До 2016 г. также планируется сокращение степени участия государства до уровня 75% плюс одна акция в таких компаниях, как РЖД, «ФСК ЕЭС» и «Транснефть», и сокращение до 50% плюс одна акция в таких компаниях, как Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, «Уралвагонзавод». Планируется также дальнейшая приватизация акций Сбербанка.

Масштабные планы приватизации все же не должны стать причиной продажи государственных активов за бесценок. Именно в этом ключе можно понять желание правительства иметь больше свободы, чтобы двигать конкретные мероприятия в довольно широком временном диапазоне. Напомним, как сдвигались планы по приватизации Сбербанка. Вначале она планировалась на осень 2011 г., а затем передвигалась почти поквартально. Сейчас последние озвученные сроки тяготеют к сентябрю 2012 г. Собственно, заложенные в программу приватизации мягкие условия позволяют делать такие сдвиги по времени, которые просто необходимы с учетом сильно меняющейся рыночной конъюнктуры.

Главным препятствием на пути реализации планов продаж может стать в том числе дальнейшее обострение долгового кризиса в Европе. Еще более ощутимая угроза – возможное продолжение снижения цен на нефть. Здесь помимо развития долговых проблем и сжатия экономики, сулящего снижение спроса на нефть, многое будет зависеть от успехов переговоров по Ирану, а также степени разногласий в ОПЕК по поводу сохранения квот на добычу. Особенно это относится к Саудовской Аравии и ее стремлению удерживать цены на нефть ниже $100 за баррель. Не стоит сбрасывать со счетов и спекулятивные игры сильных мира сего, способных кардинально менять рыночную конъюнктуру, а также желание администрации США обеспечить к выборам президента низкие цены на бензин. Для нас же именно от динамики цен на нефть будет зависеть направление потока иностранных инвестиций, который, к сожалению, уже длительное время имеет отрицательное направление.

Но главная игра властей с параметрами приватизации будет в размерах продаваемых пакетов. Приватизация блокирующих, а тем более контрольных пакетов действительно создает основу для новой парадигмы развития страны. Частная собственность может стать основой для построения нового общества. Контроль над предприятием, контроль над собственностью зачастую является ключевым. Правительство со временем планирует избавляться от контрольных долей во множестве предприятий. В том числе приватизации подлежат ключевые предприятия ТЭК, электроэнергетики и транспорта. Возможно, что принятие планов по продаже контрольных пакетов происходит не только из соображений повышения эффективности, но и вследствие давления потенциальных покупателей. К сожалению, в обществе слишком слаба и политизирована честная и обстоятельная дискуссия на эту тему – с детальным обсуждением цифр и интересов выгодоприобретателей.

Чтобы оставить за государством дополнительный механизм контроля над наиболее важными предприятиями, целый ряд компаний был выведен в разряд стратегических, когда решение по продаже принимаются на уровне президента и в любом случае у государства остается «золотая акция». В список стратегических попали госдоли в «Роснефти» (75%), «Русгидро» (60,38%), ФСК (79,55%), «Холдинге МРСК» (53,69%) и "Системном операторе" (100%). При наличии золотой акции у государства остаются довольно широкие возможности влияния на деятельность компании. Согласно законодательству, власти РФ (правительство или местные органы) могут принимать решение об использовании специального права на участие в управлении акционерного общества. Оно позволяет иметь постоянного представителя в компании. Представители Российской Федерации или субъектов РФ, назначенные в совет директоров ОАО, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров следующих решений:

– о внесении изменений и дополнений в устав ОАО или об утверждении устава в новой редакции;

– о реорганизации открытого акционерного общества;

– о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

– об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

– о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Таким образом, указ президента позволяет сохранить существенную часть полномочий даже при утрате государством контрольного пакета акций. Кроме того, новая программа приватизации оставляет еще одну степень свободы маневра: в соответствии с указом президента, для повышения капитализации и возможной дальнейшей продажи по более высоким ценам общество «Роснефтегаз» может выступить инвестором по отношению к продаваемым компаниям. Также правительство оставляет за собой возможность влияния на все последующие шаги по приватизации. В том числе отдельно будут приниматься решения по назначению инвестиционного консультанта и определению оптимальных условий продажи каждой конкретной компании. С учетом соответствующих предложений, подготовленных инвестиционным консультантом, решение о конкретных условиях продажи также будет приниматься правительством. При этом в отношении акционерных обществ, которые включены в перечень стратегических, решение об уменьшении доли участия государства в уставном капитале будет принимать президент.

Многие оценили сложившуюся с приватизацией ситуацию только в плане противостояния двух элитных группировок: «Консенсуса нет, победителей – тоже». Ситуация действительно плоха тем, что она во многом напоминает двоевластие, которое у нас может закончиться периодом потрясений. Однако правительство разъясняет, что наличие акций компании в перечне стратегических акционерных обществ ни в коей мере не означает запрета на их приватизацию, просто требует отдельного решения президента. И это было специально подчеркнуто на заседании правительства 7 июня. Поэтому, не отрицая возникающих противоречий, мы бы в большей мере расценивали это таким образом, что власти специально оставляют дверь приоткрытой для того, чтобы при необходимости можно было перекроить, подправить заявленные планы приватизации. И это разумно, поскольку процесс продажи собственности – очень важное и ответственное дело.

Стоит отметить сложную реакцию рынка на новости о приватизации. Поначалу потенциальные покупатели отреагировали продажами акций компаний, попавших в число стратегических. Настороженно были восприняты первые шаги по изменению правил приватизации. Однако разъяснения правительства и расширение списка продаваемого имущества, а также совсем скорые планы продаж должны вновь вернуть интерес покупателей.

В следующей колонке мы поговорим о том, какой подход к приватизации мог бы выглядеть в глазах россиян законным и справедливым.

Автор - начальник аналитического отдела ИК \"Церих кэпитал менеджмент\".