Возможный распад еврозоны обойдется странам Восточной Европы в 2-5% ВВП

Распад зоны евро произойдет в 2013 г. и будет стоить странам Восточной Европы падения экономики на 2–5% ВВП, прогнозирует Capital Economics. Россия пострадает меньше других

Греция покинет еврозону к концу года – выборы «проевропейского» парламента лишь передышка, в 2013 г. за ней последуют Португалия и Ирландия, потом – Испания и Италия, сконструировали мрачный сценарий аналитики Capital Economics. Вслед за еврозоной в рецессию погрузится Восточная Европа: падение ВВП региона составит 2–3%, если разрушение границ зоны евро не приведет к банковскому коллапсу, и 4–5% – если окажется неуправляемым.

У Словакии, Венгрии, Чехии экспорт в страны еврозоны – примерно 45% ВВП, влияние еврокризиса через внешнеторговый канал – снижение ВВП на 2% в течение двух лет. Меньше всего от торговли с Европой зависят Турция (экспорт – 5% ВВП), Россия и Латвия (менее 10% ВВП); у этих стран сокращение спроса на их продукцию приведет к снижению ВВП примерно на 0,5–0,7%. Однако Россия и Турция больше – по доле вклада в спад экономики – пострадают из-за падения доверия бизнеса и населения: потребление и инвестиции упадут, это еще минус 0,5–0,7%.

Третий путь проникновения кризиса – банки. Их заражение неизбежно почти для всех стран региона: доля иностранных пассивов у Румынии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Польши – 75–80% их активов, у Хорватии – 90%, объемы межбанковского кредитования со странами еврозоны – от 10% ВВП у Польши и Чехии до 20% у Венгрии и Хорватии, которым «еврозависимость» банков будет стоить еще 0,8% ВВП. России и Турции крайне незначительные банковские связи с Европой придают иммунитет, считает Capital Economics. Впрочем, даже им проблемы банков при неконтролируемом распаде еврозоны будут стоить падения ВВП на 0,5%, а максимально зависимым Венгрии и Хорватии – в 7 раз больше.

Контролируемый еврораспад отнимет от 4% у Венгрии до примерно 1,5% у России и Турции. У последних есть свои слабые места: у Турции – самый большой в сравнении со странами региона дефицит счета текущих операций – более 10% ВВП; ну а Россия зависима от цен на нефть.

Все расчеты при подобном сценарии недостаточно надежны, признают авторы, неопределенности добавляет и нерешительность чиновников. Но ближайшие перспективы мрачны, заключают они.

Ожидая решения саммита ЕС, рынки осторожно оптимистичны: если все будет плохо, ФРС и ЕЦБ предпримут количественное смягчение, а ЕЦБ к тому же, возможно, снизит ставки, от чего долго воздерживается, передает логику рассуждений Николай Кащеев из казначейства Сбербанка. Центробанк Чехии вчера в ответ на падение ВВП в I квартале снизил ставки до рекордно низкого уровня. В Польше ставка в 4,75% оставляет властям возможность реагировать на начавшееся фронтальное торможение экономики, но высокая инфляция скорее вынудит повышать ставки, считает экономист HSBC Агата Урбанска.

В России во II квартале экономика может показать рост на 4,4%, свидетельствует индикатор «Ренессанс капитала» и РЭШ, но с корректировкой на сезонность это стагнация. А с III квартала и годовой рост сократится до 2,9%, с корректировкой на сезонность экономика сократится. По оценкам авторов индикатора, если Греция выйдет из еврозоны и за ней последует Испания, Россия не избежит значительного спада – на 2,7% в 2012 г. и 5% в 2013 г.