Азиатские экономики чувствуют влияние кризиса в Европе

Азиатские экономики, ориентированные на экспорт, находятся под влиянием долгового кризиса в еврозоне и торможения американской экономики: рост промышленного производства в Индии и Китае в июле замедлился, а объем экспорта из Южной Кореи сократился.

По данным банка HSBC, опубликованным в среду, июль был отмечен резким снижением темпов роста промышленного производства в Индии и его сокращением в Южной Корее, Вьетнаме и на Тайване. Южная Корея пережила самое резкое падение объемов экспорта в течение одного месяца за последние три года. Индонезия – крупнейшая экономика в Юго-Восточной Азии – продемонстрировала рост промпроизводства, но из-за слабого внешнего спроса отрицательное сальдо торгового баланса резко увеличилось, достигнув рекордных размеров.

Исходя из столь пессимистичной статистики, аналитики предсказывают, что денежно-кредитные власти Китая и прочих азиатских стран предпримут решительные действия, чтобы подстегнуть рост экономики. «Спад оказался сильнее, чем мы думали, но все равно мы надеемся, что в этом году начнется подъем. В любом случае вялые показатели подсказывают, что экономика нуждается в дальнейшем стимулировании», - сказал аналитик Barclays Вай Хо Леонг.

Индекс менеджеров по закупкам, служащий китайским властям главным индикатором состояния обрабатывающего сектора промышленности, в июле упал до 50,1 пункта с 50,2 в июне (значение индекса выше отметки в 50 пунктов свидетельствует о росте производственной активности, ниже – о снижении). Опрошенные Dow Jones эксперты ожидали роста до 50,4 пункта, однако индекс опустился до самого низкого уровня с ноября 2011 г. Его падение длится уже три месяца подряд, что объясняется долговым кризисом в Европе и практически неощутимым ростом американской экономики: спрос на китайские товары на Западе больше не способен поддерживать производство в КНР.

Официальные данные расходятся с результатом опроса, проведенного банком HSBC. Рассчитанный им индекс менеджеров по закупкам в июле вырос на 49,3 пункта с 48,2 пункта в июне, а значит, производственная активность замедлила снижение.

Оба опроса лишний раз подтверждают, что Китай может смягчить денежно-кредитную политику – либо уменьшив ключевую процентную ставку, либо снизив требования к банковским резервам.

Производственная активность в Индии в июле росла самыми низкими темпами за последние восемь месяцев, так как индийские компании получили мало заказов, особенно из-за рубежа, отмечает HSBC. Другой причиной неудач стали сбои в работе электросетей в июле. Индекс менеджеров по закупкам в июле опустился до 52,9 пункта с 55,0 в июне.

Южная Корея в июле столкнулась с крупнейшим сокращением объемов экспорта с октября 2009 г. – на 8,8% год к году, хотя аналитики ожидали 3,9%-ного снижения. Потребительские цены росли самыми низкими темпами за последние 12 лет . Рассчитанный HSBC индекс менеджеров по закупкам в июле упал до 47,2 пункта с 49,4 пункта в июне. Падение продолжается второй месяц подряд. Та же картина наблюдается на Тайване, где индекс снизился до 47,5 пункта с 49,2 пункта из-за сокращения заказов и роста складских запасов на фоне снижения спроса.

Вьетнамской экономике мешает как плачевное состояние мировой экономики, так и вялый спрос на внутреннем рынке. Опубликованный HSBC индекс менеджеров по закупкам снизился в июле до 43,6 пункта с 46,6 в июне.

Индонезия держится за счет сравнительно высокого внутреннего спроса. Производственная активность там активизировалась: рассчитанный HSBC индекс в июле вырос до 51,4 пункта с 50,2 в июне. Однако сокращение объема заказов не могло не сказаться на бизнесе. Отрицательное сальдо торгового баланса увеличилось в июне до рекордных $1,33 млрд $490 млн в мае, поскольку экспорт сократился на 8,7% к предыдущему месяцу.

Несмотря на сокращение промпроизводства, приток инвестиций в регион за последние несколько недель усилился, отмечает аналитик Deutsche Bank Самер Гоэль.

Перевела Анна Разинцева