Скандалом вокруг Libor займется прокуратура


Цена скандала

Morgan Stanley рассчитал объем штрафов, которые по обвинениям в манипулировании LIBOR, возможно, придется заплатить Barclays, Citigroup, JPMorgan, Credit Suisse, UBS, Deutsche Bank, Societe Generale, RBS, HSBC и Lloyds. Если, как и Barclays, они смогут договориться с регуляторами о 30%-ном снижении штрафа, урегулирование обвинений им обойдется в $4,56 млрд, без дисконта – в $6,5 млрд, в худшем случае, с 30%-ной премией, – $8,5 млрд. Помимо штрафов банкам придется расплачиваться за скандал расходами на судебные тяжбы и снижением прибыли.

Прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнайдерман потребовал от Deutsche Bank, Citigroup, JPMorgan Chase, Royal Bank of Scotland, Barclays, HSBC и UBS предоставить документы и внутреннюю переписку, касающиеся ставок LIBOR, рассказали FT люди, знакомые с этим вопросом. Банки получили эти запросы в июле и начале августа. Шнайдерман будет проводить проверку банков вместе со своим коллегой из штата Коннектикут Джорджем Джепсеном. Прокуроры хотят выяснить, не было ли в банках сговора с целью влияния на процентные ставки, привязанные к LIBOR, – от этого могли пострадать заемщики и инвесторы штатов. К ставке LIBOR привязано $360 трлн кредитов по всему миру.

Представители банков расследование не комментируют.

Расследование прокуроров – самостоятельное, оно не связано с проверками их коллег и регуляторов Великобритании, Канады, Японии и США. Но в распоряжении Шнайдермана есть инструмент, которым не могут воспользоваться остальные. В штате Нью-Йорк действует принятый в 1921 г. закон Мартина, дающий прокурору большие возможности при расследовании финансового мошенничества по сравнению с другими штатами. У прокурора штата Нью-Йорк есть полномочия проводить расследования в отношении любой компании, ведущей бизнес в штате, для возбуждения дела ему не надо доказывать, что у обвиняемого было намерение совершить мошенничество. Прокурорам необходимо лишь доказать сам факт мошенничества, которое суды штата определяют как «любую лживую практику, противоречащую простым правилам честности».

Проявлять инициативу самостоятельно, без поддержки федеральных ведомств для властей штата Нью-Йорк дело привычное. Последний пример – обвинения британского Standard Chartered в нарушении антииранских санкций США, которые предъявил Департамент финансовых услуг штата (DFS). DFS, учрежденный в октябре 2011 г., пошел на этот шаг, несмотря на предупреждения федеральных ведомств. В итоге Standard Chartered согласился заплатить $340 млн, чтобы урегулировать обвинения в досудебном порядке.

Власти разных стран проверяют примерно 20 банков по подозрениям в махинациях с процентными ставками. В июне Barclays согласился заплатить по мировому соглашению с властями $456 млн, чтобы снять обвинения в манипулировании LIBOR, гендиректор банка Боб Даймонд и председатель совета директоров Маркус Эйджиус подали в отставку. RBS сообщил, что в банке были увольнения в связи со скандалом вокруг LIBOR. Председатель Банка Англии Мервин Кинг признал, что LIBOR перестал работать.

Barclays еще в 2007 г. высказывал опасения регуляторам США, что другие банки предоставляют заниженные ставки для расчета LIBOR. В 2008 г. Тимоти Гайтнер, бывший тогда председателем ФРБ Нью-Йорка, предупреждал об этом Банк Англии. В сентябре 2008 г. после банкротства Lehman Brothers ставки на рынке межбанковского кредитования резко выросли, и власти подозревают, что в этот период банки умышленно занижали данные для расчета LIBOR. В 2010 г. Британское управление финансовых услуг начало расследование в отношении Barclays.

Одна из первых ссуд, привязанных к LIBOR, была выдана иранскому шаху в 1969 г., сообщает Reuters. В 1986 г. Ассоциация британских банков начала публиковать ставки LIBOR в долларах, иенах и фунтах.

Использована информация FT