Apple cтоит дороже европейской периферии

Капитализация технологической компании превышает стоимость акций, обращающихся на рынках Греции, Ирландии и Португалии, и больше всех публичных испанских компаний
Bloomberg

Что важнее: ожидающаяся на следующей неделе презентация iPhone 5 или план спасения долговых рынков периферийных стран еврозоны, который, как надеются многие участники рынков, в четверг обнародует Европейский центральный банк? Спекуляции относительно iPad Mini или ухудшение экономической ситуации в Китае?

Лишь возбужденный фанат Apple, проведший всю ночь в очереди у фирменного магазина, чтобы одним из первых стать обладателем очередной новинки, может утверждать, что важнее всего для экономики – планы технологической компании, иронизирует журналист Financial Times в колонке «Краткосрочный взгляд». Но тут же оговаривается: если говорить о чисто финансовой стороне дела, рыночная капитализация Apple делает обозначенные выше вопросы не такими уж глупыми.

Две недели назад Apple стала крупнейшей компанией мира в истории, побив рекорд Microsoft, которая на пике технобума в декабре 1999 г. стоила более $620 млрд. Капитализация Apple по итогам пятницы (вчера торги в США не проводились из-за празднования Дня труда) составила $623,6 млрд. Это больше, чем совокупная стоимость всех компаний, акции которых обращаются на рынках переживающих кризис периферийных стран еврозоны – Греции ($30,7 млрд), Ирландии ($98,9 млрд) и Португалии ($60,3 млрд). Или больше, чем капитализация всего испанского рынка ($486,6 млрд). Apple стоит всего на 7,8% меньше, чем все публичные компании этих четырех самых проблемных стран еврозоны вместе взятые.

Интересно и то, что капитализация Apple, у которой в свободном обращении на рынке находится почти 100% акций, также выше, чем размер free float у китайских компаний из индекса MSCI China (т. е. стоимость доступных инвесторам акций).

Индекс MSCI China за последние 18 лет вырос на 20%, т. е. на 1% в год, включая дивиденды, указывает Персиваль Стэйньон, управляющий фондами в Baring Asset Management, а у держателей акций Apple годовая доходность составила 27%. Правда, мало кто хотел покупать бумаги технологической компании в 1994 г.: Apple тогда переживала тяжелые времена, через год отменила выплату дивидендов, понесла значительные убытки и впоследствии сменила нескольких генеральных директоров.

С начала этого года по 31 августа акции Apple выросли более чем на 64,3%, тогда как американский индекс S&P 500 – на 11,8%. Из четырех проблемных стран европейской периферии три понесли серьезные потери: греческий основной фондовый индекс упал на 34,2%, португальский – на 30,8%, ирландский – на 29,9%; испанский же рынок смог вырасти на 32,9%. Китайский MSCI China с начала года практически не изменился, потеряв 0,2%.

Европейские рынки падали из-за нарастающих проблем с долгами правительств и ухудшения ситуации в банковском секторе (в Испании к этому добавляется кризис в секторе недвижимости и огромные долги и дефициты бюджета многих регионов). Фондовый рынок Греции стал настолько неинтересным для инвесторов, что в конце июня провайдер фондовых индексов MSCI начал пересмотр фондового рынка Греции с целью его перевода в категорию «развивающиеся рынки». В индекс MSCI Greece входит всего две компании; «со структурной точки зрения это больше не соответствует требованиям о размере развитого рынка», сообщила тогда MSCI (на сегодняшний день Греция все же остается в категории «развитые рынки»).

Лидерство Apple когда-нибудь закончится, полагает Ричард Силла, профессор финансовой истории Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете: чем крупнее становится компания, тем сложнее ей поддерживать темпы роста, создавать продукты, которые будут пользоваться таким же успехом, как те, что принесли ей славу. Да и конкуренты не стоят на месте, а менее крупным компаниям легче найти новые подходы, которые позволят им расти быстрее и обогнать конкурентов, говорит Силла.