Правительство одобрило сокращение накопительной части пенсии

Правительство одобрило пенсионную стратегию, предполагающую сокращение накопительной части до 2%. Но обсуждение судьбы накопительной части еще продолжится – до Нового года минимум
Y.Maltsev_REUTERS

Кабинет министров представил президенту Владимиру Путину стратегию развития пенсионной системы до 2030 г. Судя по версии, с которой удалось ознакомиться «Ведомостям», правительство одобрило сокращение накопительной части пенсии.

Стратегия предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться из трех частей – государственной, корпоративной и добровольной. На первом этапе, в 2013–2015 гг., предполагается повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 19 до 21 года – все эти изменения уже учтены в бюджете на 2013–2015 гг. Помимо этого предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части (в нее поступят остальные 4 п.п.) и предоставить гражданам право выбора – направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной.

На втором этапе, в 2016–2020 гг., предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления еще 2% зарплаты самостоятельно.

На третьем этапе, который закончится в 2030 г., предполагается, в частности, расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием.

По окончании реформы, обещают ее разработчики, пенсия составит 40% от заработка – при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2% до 0,8% ВВП.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова ограничила комментарий сообщением, что премьер подписал стратегию и внес в администрацию президента. Стратегия предполагает снижение накопительного тарифа до 2%, подтвердил пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец.

Именно такие предложения поступили в президентскую администрацию, говорит ее чиновник: конкретного срока начала реформы накопительной части в стратегии нет, но нет и других вариантов, кроме сокращения накопительного тарифа до 2%. Но с 2013 г. изменения в накопительной части вводиться не будут, говорит кремлевский чиновник.

Это жесткий вариант, предложенный Минтрудом, говорит чиновник финансово-экономического блока.

Но в правительстве до сих пор не решили, утверждать стратегию или считать ее докладом президенту, говорит кремлевский чиновник: «С учетом нашей реакции будут решать этот формально-процедурный вопрос». Смысл – сделать стратегию максимально общей, а конкретику вырабатывать при подготовки законов, считает чиновник аппарата правительства. Законы можно принимать и без стратегии, но только придется каждый из них обсуждать и согласовывать по новому кругу, сетует сотрудник администрации президента.

«Ходят довольные», – говорит о коллегах из социального блока чиновник из финансово-экономического. Снижение обсуждается, но пока накопительную часть трогать не будут, говорит высокопоставленный чиновник правительства. Вариант снижения накопительной части в стратегии есть, сейчас он взят за базовый, но возможны и иные варианты балансировки бюджета, говорит высокопоставленный чиновник Минфина: «Будем доказывать необходимость длинных денег».

2% тарифа – это ничто, это, по сути, полное сворачивание накопительных пенсий, говорит Татьяна Омельчук из ЦСР. По расчетам Внешэкономбанка, в таком случае накопительная пенсия будет свернута за три года. «Пенсионные накопления, единственный источник длинных денег в России, исчезнут», – говорил директор департамента Внешэкономбанка Александр Попов.

«По накопительной, насколько я знаю, принятие решения отложено до 1 января. То есть у нас еще есть возможность обсудить с более серьезными расчетами», – сказал председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.

Высокопоставленный чиновник правительства также говорит, что обсуждение продлится до Нового года.

Кудрин собирается представить правительству свой вариант реформы. Расчеты ПФР, по которым из-за низкой доходности накоплений пенсия будет на 24% ниже, чем если бы весь тариф уплачивался в страховую часть, у Кудрина вызывают сомнения.

По расчетам ЦСР, даже при максимально консервативной доходности в 3% сверх инфляции с 2020 г. (до этого – меньше) пенсия за счет накоплений получается больше на 10%. Кроме того, страховая часть – это виртуальные деньги, но реальные обязательства государства, рост страхового тарифа – автоматическое повышение этих обязательств, и риск того, что в какой-то момент государство с таким объемом обязательств не справится, достаточно велик, считает Кудрин: будет как со вкладами Сбербанка в 1990-е гг., которые пришлось заморозить.

Все это вызывает ощущение большой спешки в реформе, которая носит экзистенциальный характер и для экономики, и для сохранения социального мира, считает вице-президент РСПП Игорь Юргенс: как показало обсуждение стратегии на заседании трехсторонней комиссии, у работодателей и профсоюзов есть возражения по поводу уже внесенных в бюджет изменений – повышения тарифов для вредных производств. «Мы говорим: дайте нам время все обсудить. Мне кажется, в этом государство должно быть заинтересовано, а не работодатели и профсоюзы, – горячится Юргенс. – Когда настанет кризис – демографический и другой – профсоюзы на это среагируют руками, не дай Бог с булыжниками, а работодатели уже реагируют ногами – выводом капитала».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)