Отток денег из российских акций ускоряется

Рост акций "Роснефти" не помог "российским" фондам привлечь средства; политика государства по-прежнему отпугивает инвесторов
А.Махонин/ Ведомости

За неделю, завершившуюся 31 октября, ориентированные на Россию фонды в очередной раз показали отток средств, следует из данных EPFR. В этот раз он составил $63 млн против $32 млн неделей ранее. Большая часть ($43 млн) пришлась на фонды ETF, остальное было выведено из активно управляемых фондов. Всего за минувшие четыре недели из "российских" фондов было выведено порядка $150 млн, и таким образом нетто-приток с начала года опустился ниже отметки в $1 млрд.

Российский рынок относится к одному из самых рисковых вариантов вложения денежных средств за счет высокой зависимости от цен на нефть и высокой (около 50%) доли в экспорте Евросоюза, который находится не в лучшей экономической форме, добавляет старший вице-президент БКС Алексей Евсютин. В стране также нет внятной законодательной базы ведения бизнеса, а принятые решения зачастую пересматриваются, отмечает он. Кроме того, сохраняется интрига вокруг выборов президента США, где Барак Обама и Митт Ромни занимают противоположную позицию относительно России, и инвесторы предпочитают дождаться развязки и пока не спешат вкладывать в Россию.

Отчетная неделя также ознаменовалась значительным, на больших объемах, ростом акций "Роснефти", заключившей сделку по покупке ТНК-BP, что делает госкомпанию крупнейшей публичной нефтяной компанией в мире. Многим иностранным фондам эта инвестиционная идея показалась интересной, и они совершали крупные покупки как ее локальных акций, так и расписок в Лондоне, говорили "Ведомостям" трейдеры инвестиционных банков. То, что это никак не отразилось в статистике EPFR, объясняет Евсютин: "Приток средств в акции "Роснефти" произошел не за счет притока новых средств, а за счет перераспределения существующих". По его мнению, инвесторы покупали "Роснефть" за счет вывода средств из менее интересных активов, в том числе нефтяных. В частности, это был "Лукойл", говорит трейдер крупного инвестбанка. Кроме того, эта сделка могла сыграть и непосредственно против рынка. Пока инвестклимат не изменится, никакие единичные сделки не помогут, тем более такие, где национализируются крупные активы типа ТНК-BP, категоричен бывший руководитель инвестиционно-банковского департамента "Тройки диалог" Дмитрий Кушаев.

Россия страдает от близости к Европе – новые деньги инвесторы предпочитают вкладывать в растущую Азию, а не в дешевые восточноевропейские акции, считает Вячеслав Смольянинов из "Уралсиб кэпитал". Согласно данным EPFR за отчетную неделю, ориентированные на Китай фонды привлекли $600 млн, на Тайвань – $120 млн. Всего фонды развивающихся рынков привлекли около $1 млрд.

"ТНК-BP из дивидендной истории, в которой удивительным образом совпадали интересы миноритариев и основных акционеров, превратилась в дочку госкомпании со всеми вытекающими последствиями!" – сожалеет партнер Spectrum Partners Максим Кузин.

В целом в октябре инвесторы предпочитали направлять деньги в Китай и Бразилию, по сравнению с этими странами приток в Россию во много раз меньше, подчеркивает Кузин; доли от средств, поступивших на развивающиеся рынки в целом, таковы: Бразилия – 6,4%, Китай – 3,9%, Россия – 0,5%. По словам Кузина,в России нет роста, консенсус по росту прибыли на акцию компаний, входящих в индекс MSCI, в следующем году относительно текущего составляет всего 1,36%, причем в октябре был пересмотрен в сторону понижения: "У инвесторов в российские акции появилась дилемма: либо искать растущие истории на рынке, либо, не изменяя традиционной схеме инвестирования в ликвидный индекс, просто не замечать этот рынок!"

У Кузина также формируется негативное ощущение того, какой будет реальность инвестиционного пространства в результате проводимой государством политики. "Влияние государства в лице некоторых политиков (Игорь Сечин, Игорь Шувалов) зашкаливает. Даже не важно, какую модель развития каждый лоббирует, важно, что степень вовлечения государства в рыночную экономическую жизнь уже реально пугает", – беспокоится он.