Как вступление России в ВТО повлияет на малый бизнес


Наконец, необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. В России уже созданы соответствующие институты, но во многих случаях необходимо существенно увеличить масштаб их деятельности. Поскольку на 70% малый бизнес - это торговля, которая не поддерживается государственными программами, крайне полезно было бы снять это ограничение, и одновременно увеличить объемы господдержки при кредитовании торгового малого бизнеса в рамках новых программ МСП-банка во всех регионах России. Необходимо дополнительно наполнить активами региональные гарантийные фонды, объемы поддержки и лимиты которых пока незначительны в сравнении с рынком кредитования малого бизнеса.

По ожиданиям многих экспертов, влияние ВТО на малый бизнес в среднесрочной перспективе будет нейтрально отрицательным. Но ставка при вступлении России в ВТО сделана на долгосрочную перспективу, и результат зависит от того, насколько страна, бизнес и власть окажутся способны развиваться и соперничать с другими странами в условиях глобальной конкуренции.

Напомню, что ВТО создана в 1994 г. как международный институт, регулирующий правила внешней торговли и связанной с ними политики стран – ее членов. 22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации.

Разумеется, власти страны и ведущие экономисты уже сделали свои расчеты плюсов и минусов такого шага. Но они касались общеэкономических моментов, а вот какие риски и преимущества будут у различных сегментов бизнеса, никто особо не считал.

Итак, какие бизнес-риски ожидают малые предприятия? Это, конечно же, ослабление протекционизма российских производителей и малых торговых компаний в результате снижения ввозных пошлин и, как следствие, риск потерь в ВВП. Производители окажутся в условиях усиления глобальной конкуренции и заполнения рынка более конкурентоспособными товарами с меньшей входной ценой, чем их текущая себестоимость. Многим малым торговым компаниям придется несладко. Сейчас на рынке цены на товар определяют крупные компании, которые импортируют, например, бразильские окорочка или аксессуары к мобильным телефонам. До вступления страны в ВТО малый бизнес закупал эти товары за рубежом по серым схемам, а продавал по цене ниже, чем у крупных ритейлеров. Для последних себестоимость теперь снизится. Вряд ли крупные игроки уменьшат розничные цены; они практически наверняка начнут работать с более высокой маржой, в то время как маржа малого бизнеса останется на прежнем уровне. Поэтому опережающий рост доходности крупных компаний окажет давление на торговый малый бизнес.

А какие возможности и преимущества открываются для российской экономики, бизнеса и потребителя? В первую очередь это:

- стабильность правил и условий внешней торговли;

- снижение таможенных и административных барьеров;

- улучшение условий для доступа на внешние рынки;

- возможность участия России в выработке правил международного экономического сотрудничества.

В итоге выиграть должен конечный потребитель, в охоте за которым усилится международная конкуренция.

Но, несмотря на опасения и некоторую тревогу за малый бизнес, у вступления России в ВТО есть ряд серьезных преимуществ. Во-первых, малый бизнес не закредитован, а, значит, у предпринимателей остался потенциал развития бизнеса за счет привлечения кредитов. Во-вторых, это перспективный, быстрорастущий и легко адаптирующийся сектор экономики: он в состоянии оперативно и гибко реагировать на быстроменяющиеся условия рынка и перестраивать свои каналы продаж, поставок, технологии, профиль деятельности и проч. В-третьих, большинство малых предприятий специализируются на реализации и производстве товаров и услуг повседневного потребления, неэластичный спрос на которые более-менее стабилен, несмотря на влияние финансовых кризисов и сокращение доходов населения. И, наконец, это хорошее знание своих клиентов. Связь между компанией и потребителем у малого бизнеса значительно прочнее.

Как малый бизнес может успешно конкурировать в условиях ВТО? Здесь я бы выделил три пути, не исключающих, а дополняющих друг друга. Необходимо внедрять инновации и новые технологии, сокращать себестоимость за счет снижения издержек, расходов на оплату труда, оптимизировать бизнес-процессы, выносить производства в регионы с менее развитой экономикой, в которых построить производственный бизнес дешевле со всех точек зрения (аренда, зарплата, логистика и т.д.). Во вторую очередь, развивать менеджмент и маркетинг на предприятиях, улучшать систему управления отношениями с клиентами, развивать новые формы и каналы продаж, внедрять всевозможные гарантийные программы, повышать доверие потребителей. Также нужно предоставить малому бизнесу полноценный доступ к финансовым ресурсам на приемлемых для его развития условиях с одновременным повышением финансовой грамотности предпринимателей. Последний пункт – важнейший фактор для удержания конкурентоспособных позиций малых предпринимателей в условиях вступления страны в ВТО, и это возможно реализовать лишь при достаточной поддержке как со стороны банковского сектора, так и государства.

Банковской системе нужна серьезная реформа в сфере обслуживания и кредитования малого бизнеса. В эту работу входит несколько шагов. Нужен полномасштабный охват малого бизнеса банковскими услугами. Сейчас этим занимается очень ограниченное число банков, поскольку "промышленный" подход к сегменту малого бизнеса требует от банков серьезных инвестиций – финансовых, интеллектуальных, трудовых. При этом многие банки рассматривают работу в сегменте малого бизнеса как слишком сложный, чрезмерно рискованный и длительный путь получения прибыли.

Также необходимо обеспечить масштабное кредитование малого бизнеса на различные цели и финансовые потребности. Надо развивать платежно-кассовый сервис, дистанционные каналы обслуживания, продвигать использование карточных платежных систем и эквайринга в малом бизнесе. Предлагать обслуживание не только самого предприятия, но и его сотрудников в части зарплатных проектов, кредитных программ, вкладов, интернет-банк и т.д.

Еще один важный момент – это изменение требований Центрального банка, что необходимо для создания наиболее комфортных условий для коммерческих банков при обслуживании и кредитовании малого бизнеса (речь идет о нормативах по резервам, достаточности капитала и т.д.), а также для снижения трудозатрат на операционные процессы. В конечном итоге все это отражается на стоимости кредита для предпринимателя.

Вступление страны в ВТО – это участие страны в мировой бизнес-олимпиаде, новый импульс для мобилизации предпринимателей и власти в стране, вход России в новую экономику, основанную на динамизме и конкуренции.

Творческие идеи, новые технологии и эмоциональный, гибкий бизнес в сочетании с поддержкой со стороны государства и банковского сектора – это ключ к росту малого бизнеса и его доли в ВВП страны, а, значит, - ключ к усилению, диверсификации и повышению устойчивости российской экономики.

Автор - директор департамента по работе с малым бизнесом Номос-банка.