Финансы
Бесплатный
Антон Трифонов| Наталия Биянова|Татьяна Воронова
Статья опубликована в № 3275 от 30.01.2013 под заголовком: Дорогая карта

Рынок кредитных карт растет вдвое быстрее рынка розничного кредитования

Несмотря на замедление экономики, в России остается рынок, который растет на десятки процентов в год и, видимо, сохранит этот темп. За год задолженность населения по кредитным картам выросла на 83% до 671 млрд руб.
Банкиры хотят снабдить каждого россиянина несколькими кредитками
D.Acker / Bloomberg

Российский рынок кредитных карт в 2012 г. вырос на 82,5% до 671 млрд руб., подсчитал один из крупнейших его игроков (см. график), банк «Тинькофф кредитные системы» (ТКС-банк). Это вдвое быстрее, чем растет рынок розничного кредитования (40% в 2012 г.). Годом ранее рост составил 61,6%. Карточный рынок нацелился на триллион, констатируют аналитики ТКС-банка.

Большую часть прироста (63%) обеспечили пять лидеров рынка (см. график), из них 28,4% – Сбербанк. Он возглавляет список и по объему портфеля – 149,3 млрд руб., и по темпам роста: за год он удвоил портфель. Это позволило ему оторваться от прежнего лидера – «Русского стандарта», который в начале года имел рыночную долю, практически равную Сбербанку: 16,1% против 17,1% у госбанка. К концу года разрыв между ними увеличился: доля «Русского стандарта» сократилась до 15%. При этом портфель кредитных карт «Русского стандарта» продолжает расти: за год – с 59 млрд до 100,9 млрд руб. (+71%).

Занимающий 3-е место «ВТБ24» с долей рынка в 7,2% растет почти в 2 раза медленнее: за год его доля сократилась на 2,2 п.п. Доля «ВТБ24» сократилась, признает начальник управления пластиковых карт Александр Бородкин, зато он «в отличие от многих лидеров по приросту карточного портфеля имеет в своем ассортименте широкий спектр продуктов, а не только карты» и, «ориентируясь на политику максимального соответствия предоставляемого продукта нуждам клиента, предлагает клиенту не обязательно карту, а продукт, отвечающий его потребностям».

Рынок карт начал расти после того, как все крупнейшие банки, включая государственные, стали фокусироваться на этом продукте, отмечает член правления Альфа-банка Алексей Коровин. У «Альфы» кредитки в 2012 г. стали «новой стратегической инициативой», а объемы их продаж выросли в 7–8 раз.

Такой рост был ожидаем, говорит Коровин: продажи кредитных карт бурно растут после кризиса. В этом году он ждет сопоставимого роста рынка. Его потенциал огромный, уверен Коровин: в США у каждого гражданина по 3–4 кредитки разных банков, в России таких клиентов пока единицы, а у существенной части населения нет ни одной кредитки. Большой потенциал рынка отмечают и аналитики ТКС. Кредитная карта есть примерно у 17% россиян при почти 90 млн экономически активного населения. «С ростом финансовой грамотности населения, с развитием карточной инфраструктуры кредитные карты будут становиться наиболее востребованным кредитным продуктом», – резюмирует Коровин.

Правда, в IV квартале рост рынка замедлился с 17,8 до 13,9%. Аналитики ТКС ждут замедления роста рынка в 2013 г. до 50–60% из-за нивелирования эффекта низкой базы, а также исчерпания ресурса «зарплатных проектов» для привлечения новых клиентов. По их прогнозам, объем рынка перевалит за 1 трлн руб.

Конкуренция на рынке кредитных карт обострилась – появились новые агрессивные игроки, развернулся Сбербанк, банки – лидеры рынка POS-кредитования начали кросс-продажи кредиток по всей своей многомиллионной клиентской базе, рассказывает зампред правления «Связного банка» Евгений Давыдович. В этом году рынок притормозит, считает он, причина – в ужесточении подхода ЦБ к беззалоговому розничному кредитованию. Банкам понадобится время, чтобы адаптироваться, поэтому в 2013 г. рост замедлится до 30–40%, полагает Давыдович, но к 2015 г. можно опять ждать удвоения: «Запас есть».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать