Лидер корпоративного страхования «Согаз» метит в топ-10 розничных компаний

За четыре года «Согаз» планирует увеличить сборы примерно на 10% в год. Компания поступится долей рынка ради меньшей зависимости от крупных клиентов
Лидер корпоративного страхования нацелился на место в топ-10 розничных компаний/ В. Филонов/ МТ

В 2012 г. на страхование рисков группы «Газпром» пришлось 29% премии «Согаза», эта доля снизилась с 32% из-за роста в портфеле розничного сегмента и рисков других клиентов, объясняет председатель правления «Согаза» Сергей Иванов. По его словам, доля группы «Газпром» в 2013 г. может сократиться еще на несколько процентных пунктов и снижение зависимости от нескольких крупных клиентов – одна из задач новой стратегии. «Мы уже спокойно в течение года можем заместить нескольких клиентов, но, конечно, не таких крупных, как «Газпром» или Росатом», – сказал Иванов. В 2012 г. ОАО «Согаз» по собранной премии (77,9 млрд руб.) стало вторым после «Росгосстраха», но зато заработал больше всех (11 млрд руб. чистой прибыли).

«Согаз»

страховая группа. Финансовые показатели (2012 г., МСФО): Активы – 123 млрд руб., страховые премии – 84,7 млрд руб., капитал – 37 млрд руб., чистая прибыль – 11 млрд руб.

Страховая компания «Согаз» планирует в 2016 г. продать страховых полисов более чем на 110 млрд руб. и заработать не менее 14 млрд руб. чистой прибыли. Это одна из целей четырехлетней стратегии группы, которую одобрил совет директоров «Согаза». Основные цели стратегии – диверсифицировать портфель корпоративного страхования (за счет увеличения доли продаж клиентам – компаниям среднего бизнеса, активного развития на региональных рынках, роста числа продуктов на одного клиента и др.), увеличить объем продаж в рознице втрое (до 11 млрд руб.) и повысить капитализацию группы (размер собственных средств) в 2 раза.

Эту прибыль «Согазу» в основном приносит ставка на корпоративный бизнес (страхование имущества, ДМС, строительно-монтажных рисков, ответственности и др.). Сильно снизилась убыточность имущественных видов, комментирует финансовый директор группы Ольга Крымова. Сыграло свою роль качество перестраховочной защиты, отсутствие катастрофических убытков и хороший рост портфеля.

Группа планирует по итогам четырех лет войти в топ-10 рынка розничного страхования. Но полномасштабного наступления в ритейле не будет; «Согаз» выделил три приоритета в рознице: комплексное ипотечное страхование, страхование сотрудников предприятий – корпоративных клиентов (намечен рост этого портфеля в 2,5 раза) и расширение сотрудничества с автодилерами, рассказал зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов. Страховщик, отмечает он, уже сейчас работает с 900 дилерами и не будет привлекать клиентов с помощью больших скидок на ремонт и высоких комиссий посредникам. Целевые клиенты «Согаза» – средний класс, при этом из продающихся в России моделей и марок авто в целевой сегмент «Согаза» попадают лишь 20%, говорит Аксянов. В 2012 г. портфель автострахования «Согаза» (сейчас он распределен примерно поровну между физлицами и юрлицами) составил 6 млрд руб.

В 2013 г. страховой рынок в целом вырастет примерно на 10%, оценивает Иванов, премии «Согаза» вырастут сильнее. Но тогда для выполнения стратегических планов и «Согазу» достаточно расти в среднем на 10% в год. Другое дело, что рост будет в основном в розничном сегменте и регионах, поскольку существенно нарастить бизнес в корпоративном сегменте сейчас сложно: многие крупные клиенты заключают контракты на несколько лет, а нового бизнеса, который можно застраховать, не так много, говорит Иванов. По его словам, в планах компании – равное распределение бизнеса между центром и регионами (сейчас они приносят группе 36% премии). «Согаз» рассчитывает на 10%-ную долю всего рынка и 3% в розничном сегменте в ближайшие годы.