Банки симпатизируют виртуальным заемщикам

Через интернет в банк за кредитом обращается почти каждый третий заемщик в возрасте до 30 лет. Срок и сумма одобряемых для них заявок, как правило, выше среднего
Виртуальный способ обращения в банк может оказаться более выгодным/ Д.Гришкин/ Ведомости

Клиенты, привлеченные через интернет, моложе, имеют более высокий доход и получают в кредит более крупные суммы, выяснил банк «Хоум кредит». Он изучил базу клиентов, оформивших онлайн-заявку на кредит наличными на сайте банка, уточнил представитель «Хоум кредита». Интернет дает дополнительную возможность нарастить клиентскую базу из абсолютно новых для банка людей, говорит начальник управления интернет-продаж «Хоум кредита» Наталья Яковлева: «Через этот канал к нам приходит значительная часть клиентов, которые никогда ранее в наш банк не обращались. Это молодая, более обеспеченная и технологически продвинутая аудитория». По словам Яковлевой, в зависимости от месяца доля новых клиентов из канала онлайн может достигать 60%.

Портрет клиента Альфа-банка, оформляющего кредит через онлайн-каналы, таков: это молодой человек (или девушка) 22–30 лет с высшим или специальным образованием, чаще всего не состоящий в браке, со средним доходом около 40 000 руб., отмечает директор по продуктам блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Григорий Бабаджанян. «Чтобы получить кредит, клиенту необходимо посетить банк всего один раз – уже после принятия предварительного решения о его выдаче. Также надо отметить, что этот канал безусловно позволяет сократить очереди в отделениях, а также затраты на выдачу кредита, так как менеджер банка работает уже с предварительно одобренной категорией клиентов». Сегодня доля кредитных карт, выданных через интернет-заявки, – около 34%, а сумма кредита сопоставима с теми, которые выдаются в обычных отделениях, говорит Бабаджанян.

Доля онлайн-клиентов в возрасте от 21 до 30 лет – 35%, в то время как доля клиентов аналогичного возраста из офлайновых каналов продаж – всего 18,3%, говорит банкир. Средний возраст клиентов, пользующихся онлайн-заявкой на сайте банка, – 36 лет против 42 лет у клиентов, которые, для того чтобы получить кредит, приходят в офис банка. Высшее образование имеют на 9 п. п. больше клиентов «Хоум кредита», которые обращаются в банк через интернет, – 30% против 21% клиентов, приходящих в офис. Клиенты, оформляющие онлайн-заявку на кредит, более обеспеченны и получают в среднем в месяц на 16,5% больше, чем приверженцы традиционных каналов обслуживания.

«Социально-демографический профиль клиентов накладывает отпечаток на размер кредита и его сроки. Так, сумма онлайн-кредита в среднем на 20% выше, а срок примерно на три месяца дольше», – пояснила Наталья Яковлева.

В банке «Ренессанс кредит» доля онлайн-клиентов в возрасте от 21 до 30 лет составляет 33%, а от 51 до 60 лет – 9,5%, высшее образование есть у 30% заемщиков, оформляющих кредиты через интернет-канал, говорит старший вице-президент банка по развитию продуктов и маркетингу Денис Власов. По его словам, одна из задач интернет-продаж – снижение нагрузки на офисы. Например, в «Ренессансе» при подаче заявки на кредит в интернете значительный объем работы переходит из отделений в службу телемаркетинга. Банки используют интернет-канал в первую очередь как способ увеличить общий объем продаж и диверсифицировать их структуру, отмечает Власов.

Общение с клиентами через интернет – как первичное, так и сервисное – в несколько раз дешевле, чем с помощью традиционных каналов, рассуждает вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов: «Человек, который понял удобство операций без посещений офисов и звонков по телефону, уже не готов возвращаться к традиционному банкингу». Средний возраст клиентов, оформивших кредитные карты ТКС-банка через интернет, – 31–32 года, из них 52% – мужчины. При этом 51,5% таких клиентов моложе 30 лет, 37,5% в возрасте 30–45 лет, старше 45 лет лишь 11%.