Сбербанк готов купить второй по счету актив в Турции

Сбербанк, купивший турецкий Denizbank, присматривается к покупке еще одного актива в Турции – розничного портфеля Citigroup
Сбербанк может обзавестись новыми клиентами в Турции/ Murad Sezer/ AP

Турецкий Denizbank, принадлежащий Сбербанку, ведет переговоры о покупке розничного подразделения Citigroup в Турции, следует из сообщения Denizbank на сайте Стамбульской фондовой биржи. «Denizbank рассматривает возможность приобретения розничного портфеля Citibank в Турции вместе с небольшой инфраструктурой», – подтвердил представитель российского госбанка.

В декабре прошлого года Citigroup сообщила, что планирует продать или свернуть розничный бизнес в Турции, Пакистане, Румынии, Уругвае и Парагвае, сохранив при этом корпоративный бизнес в Турции. Denizbank, по данным Bloomberg, был назван в числе претендентов на покупку розничного бизнеса Citigroup в Турции. Сам Denizbank сейчас принадлежит Сбербанку: в сентябре 2012 г. российский банк завершил покупку 99,85% его акций у франко-бельгийской группы Dexia за 2,79 млрд евро. При этом Сбербанк доплачивает 431 млн турецких лир (184 млн евро) за купленный банк с учетом изменения стоимости его чистых активов к концу года. В сделку также вошли «дочки» Denizbank в Австрии и России. После покупки VBI в Центральной и Восточной Европе Сбербанк работает под брендом Sberbank Europe.

Источник, знакомый с условиями продажи, пояснил, что речь идет лишь о приобретении розничного портфеля турецкого Citi. По итогам III квартала 2012 г. совокупные активы турецкого банка Citi составляли $4,4 млрд, объем розничного кредитного портфеля (потребительские кредиты и кредитные карты) – $672 млн, общий кредитный портфель – $1,8 млрд, уточняет другой источник, близкий к сделке. Портфель потребительских кредитов Denizbank, по данным на конец 2012 г., – около $5,6 млрд. По масштабам Сбербанка эта цифра «нефантастическая» – менее 1% от 2,5 трлн руб., но в масштабах европейского бизнеса банка все же существенное приобретение, комментирует управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. «Для Сбербанка это стратегия quick-wins: возможность быстро заполучить большой масштаб на новом рынке, а также возможность приобрести клиентов Citi, которым впоследствии можно через кросс-продажи предлагать другие свои продукты», – рассуждает Грибанов. Риски же минимальны, уверен он: «Как правило, в таких сделках продаются однородные ссуды, по которым прошло уже несколько платежей, к тому же сам продавец вызывает доверие – Citi очень щепетильно подходит к выбору своих заемщиков».

Председатель правления Сбербанка Герман Греф давно объявил, что приоритетными направлениями зарубежной экспансии госбанка стали Польша и Турция. Покупка портфелей кредитов у европейских банков, сокращающих присутствие на нецелевых рынках, – это уже тренд, отмечает предправления «ВТБ банк (Австрия)» Игорь Штрель: «Этот процесс, начавшийся после падения Lehman Brothers, до сих пор еще не закончился». Хотя сам ВТБ покупает в основном корпоративные кредиты, используя при этом другую стратегию, покупает не целые портфели, а отдельные кредиты, добавляет Штрель. «Так можно купить с большим дисконтом качественного заемщика с высоким рейтингом», – поясняет банкир.