Российские инвестбанки не растут в США

Размер бизнеса российских инвестиционных компаний в США за прошлый год почти не изменился, свидетельствует их отчетность. Да и за прибылью они не гонятся
Российским банкам есть чем заняться в США, но пока сложно там зарабатывать/ Bloomberg

«Дочки» в США отчитались у «Ренессанс капитала», «ВТБ капитала», «Тройки диалог» (теперь «Сбербанк CIB»), «Открытия» и «Финама». Самый большой баланс – у VTB Capital ($34 млн), самый маленький – у Otkritie ($2,6 млн). Этот показатель в сравнении год к году ни у кого практически не изменился. Индекс S&P 500 вырос за прошлый год на 13,4%, Dow Jones – на 7,26%. Выручку и прибыль раскрывает только Otkritie ($339 000 и убыток в $2,9 млн). По словам исполнительного директора «Открытие капитала» Николая Каторжнова, американская «дочка» вышла в плюс только в 2013 г., но цифры называть он отказался: «Увеличилась активность, пришло несколько клиентов, которые платят большие комиссии. Это средние американские фонды».

«Офис в США – это скорее репутационная вещь, рассчитанная на то, чтобы показать клиентам, что у компании есть место на бирже. Но доходы от этих «дочек» для российских компаний вряд ли возможны. Сейчас рынок сжимается, активность на нем уменьшается по всему миру. Такие офисы убыточны, их не закрывают тоже исключительно по репутационным причинам», – отмечает гендиректор UBS Securities Максим Гулевич.

«Мы считаем развитие нашего бизнеса в США очень успешным, несмотря на то что офис был официально открыт всего лишь год назад, а лицензия на осуществление деятельности получена осенью 2011 г.», – не соглашается Атанас Бостанджиев, руководитель международного бизнеса «ВТБ капитала». По словам сопредседателя правления «Ренессанс капитала» Игоря Вайна, бизнес компании в Америке прибылен, однако цифр он не раскрывает: «Американский офис предоставляет возможность напрямую контактировать с нашими американскими клиентами. Для нас это в первую очередь общение с инвесторами, такими как портфельные управляющие фондов, а также с аналитиками, которые мониторят бизнесы наших клиентов».

Даже развитым европейским банкам сложно работать в США, а россиянам сложнее вдвойне, отмечает Гулевич. «Американские инвесторы очень патриотичны, и это достаточно важная причина. «Дочки» российских инвестбанков маленькие и неразвитые, даже в Лондоне, где торгуются ADR многих российских компаний, крупные российские банки незаметны», – заключает он. В американской «дочке» «Открытия» работает всего пять человек, они занимаются в основном привлечением американских клиентов в главный бизнес группы и работают в тесном взаимодействии с лондонским офисом. «Мы пытались работать с США через Лондон, но это было не очень удобно даже по причине разницы во времени», – подчеркивает Каторжнов. Клиенты американской «дочки» составляют 5% от всего объема группы. У «Ренессанса» это 20–30% клиентов. «Мы не являемся чисто российским инвестбанком, у нас есть конкурентное преимущество – Африка, где практически никто не работает. Американские клиенты приходят к нам в том числе и потому, что интересуются работой в этом регионе», – подчеркивает Вайн. Офис «ВТБ капитала» в Нью-Йорке стал центром для расширения бизнеса компании не только в Северной Америке, но и на крупнейших рынках Латинской Америки, соглашается с ним Бостанджиев. «В США компания выступает исключительно как брокер и не держит на своем балансе средства и ценные бумаги клиентов», – подчеркивает Крис Осборн, гендиректор Sberbank CIB USA. «Если средний фонд придет в Goldman Sachs, он там будет одним из тысяч, а для нас это вип-клиент. В Америке мало бутиковых историй, связанных с Россией», – говорит Каторжнов.