ВТБ поставил амбициозную цель по чистой прибыли

Розничный бизнес группы ВТБ собирается в 2016 г. получить 100 млрд руб. чистой прибыли – больше, чем заработала вся группа ВТБ в прошлом году
Михаил Задорнов хочет через три года зарабатывать для ВТБ больше, чем сейчас вся группа/ М. Стулов/ Ведомости

«Если в России не будет новых кризисов, эта стратегия и прибыль в 100 млрд для розничного бизнеса группы ВТБ выглядит реалистично», – говорит аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Если «ВТБ 24» будет работать с рентабельностью 25% все эти три года, то его прибыль в 2016 г. превысит 100 млрд руб., указывает он, подчеркивая, что в последний год «ВТБ 24» удавалось показывать рентабельность и под 40%. «Основной акцент розничного бизнеса группы ВТБ – на беззалоговом кредитовании, и тут важно, насколько по мере насыщения рынка банку удастся наращивать портфель, не ослабляя при этом риски», – предупреждает он.

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект стратегии развития розничного бизнеса группы ВТБ на 2014–2016 гг., согласно которой к 2016 г. розница должна заработать для ВТБ 100 млрд руб. чистой прибыли.

Группа ВТБ сейчас разрабатывает стратегию развития всех своих направлений на 2014–2016 гг., наблюдательный совет должен утвердить ее в июле.

В «ВТБ 24» отказались от комментариев. Представитель ВТБ заявил, что говорить о следующей стратегии группы «пока преждевременно».

Прибыль в 100 млрд руб. – это больше, чем вся группа ВТБ заработала в 2012 г. (90,6 млрд руб. по МСФО, из которых 45 млрд принес розничный бизнес). Это амбициозная, но вполне достижимая задача, считает источник в группе ВТБ.

Прибыль Сбербанка в 2012 г. составляла 347 млрд руб., это рекорд для банка. Выделить долю розницы в ней сложно – в отчетности банк не разделяет прибыль по направлениям бизнеса. Половина его пассивов приходится на розничные депозиты, по которым банк несет процентные расходы, но фондирует ими часть корпоративного портфеля, кроме того, у «Сбера» огромная сеть, а содержание отделений, как правило, принято относить на расходы розничного бизнеса.

На «ВТБ 24» приходится 85% всего розничного бизнеса группы, в который также входят «Лето банк», розничные портфели Банка Москвы и Транскредитбанка (ТКБ). Это не только физлица, но и малый бизнес (на него в апреле приходилось 16% кредитного портфеля «ВТБ 24»).

ВТБ рассчитывает, что рост розничного бизнеса позволит ему компенсировать замедление других секторов экономики. В следующие три года «наряду с замедлением роста экономики и банковской системы произойдет увеличение доли розницы», говорится в документе.

Госбанк предполагает, что к 2016 г. розничный рынок кредитования вырастет с 7,7 трлн до 16,1 трлн руб., доля группы ВТБ на этом рынке должна составить 18,5%, а в привлечении вкладов населения – 12%.

Количество частных клиентов ВТБ должно достичь 20 млн человек.

Ключевыми розничными продуктами ВТБ считает кредитные карты и кредиты наличными. Поэтому особую роль группа отводит занимающемуся беззалоговым кредитованием «Лето банку»: по стратегии у него должно быть 1000 точек продаж, 7 млн клиентов и доля в 20% в сегменте «массовых клиентов».

«ВТБ 24» должен замкнуть на себя 40–50% состоятельных клиентов и построить «первую в России успешную федеральную модель работы с малым бизнесом», удвоив свою долю на этом рынке.

Для Банка Москвы стратегия предусматривает рост доли рынка розничного кредитования в 1,8 раза при «умной конкуренции» с другими розничными банками группы. Сеть ТКБ будет полностью интегрирована – за счет этого и открытия новых отделений сеть «ВТБ 24» + ТКБ в 2016 г. составит 1250 отделений (у «ВТБ 24» в прошлом году было 690).

Предыдущая стратегия развития группы ВТБ до 2013 г. называлась «Дорога к 15»: она ставила целью повышение рентабельности корпоративного бизнеса ВТБ до 15% и стоимости акций до 15 коп. Основная для акционеров цель – 15 коп. за акцию – вряд ли будет достигнута в этом году: сейчас акции в три с лишним раза дешевле, зато почти все остальные показатели превышены (см. врез).