ЦБ не верит индикатору


«Если бы это было введено, на месте ЦБ я бы занялся не ставками по активной стороне, а по пассивной стороне [по вкладам], – говорит президент Промсвязьбанка Артем Констандян. – Это те деньги, которые банкам нужно будет возвращать в целости и сохранности своим вкладчикам». Он полагает, что вероятность введения административного регулирования невелика. Председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин также считает, что ЦБ надо обратить внимание на стоимость фондирования: «Превращать ЦБ в ответственного за экономический рост не соответствует мировым практикам».

Создание ориентира по ставке кредитов для повышения их доступности может привести к противоположному эффекту, сказал первый зампред ЦБ Алексей Симановский, сославшись на мнение экспертов.

Президент Владимир Путин на недавнем заседании по экономическим вопросам поручил ЦБ до 19 июня подготовить предложения по расчету индикативной кредитной ставки. «Банк России на этом совещании выражал сомнения в целесообразности этой меры», – сказал Симановский. По его мнению, банки просто откажутся кредитовать заемщиков по заниженным ставкам из-за высоких рисков: высокие ставки по кредитам являются для банков страховкой от них. «Если бы банкиры не хотели давать кредиты, тогда они были бы похожи на сельскохозяйственных животных – коров, отказывающихся кушать траву, потому что им не хочется давать молока», – сказал Симановский.

Министр экономического развития Андрей Белоусов говорил, что предложил устанавливать ориентир, а не ставку, по которой ЦБ «будет что-то диктовать банкам». Министр финансов Антон Силуанов также согласен, что надо установить ориентир, причем без ответственности за его превышение.

Банкиры против любого административного регулирования процентных ставок. «Очень странная идея, абсолютно нереализуемая, – заявил президент Сбербанка Герман Греф. – Как вы себе это представляете? Каждый кредит – это индивидуальное сочетание громадного количества факторов риска <...> Это невозможно, это же не булка хлеба и не бензин Аи-93». «Мы понятливые и радеющие, но я надеюсь, что это не будет принято никогда. Мы не понимаем, как это может работать. Очень важно, чтобы нас послушали», – добавил Греф (цитата по Reuters).