Статья опубликована в № 3365 от 14.06.2013 под заголовком: В пользу Путина

Путин потребовал перераспределить расходы казны

Президент в Бюджетном послании потребовал перераспределить расходы казны для выполнения его инаугурационных указов: цели должны быть достигнуты, даже если денег не хватает
Президент Владимир Путин потребовал от правительства подумать о деньгах для выполнения его обещаний
М. Климентьев / ИТАР-ТАСС

Структуру бюджетных расходов необходимо существенно оптимизировать, выявленные резервы направить на решение задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 г., заявил президент Владимир Путин в Бюджетном послании на 2014–2016 гг. Главная задача бюджетной политики – поддержка экономического роста, а добиться этого можно путем повышения эффективности расходов, выполнения социальных обязательств и реализации поставленных в указах стратегических задач, перечислил президент.

Изменение внешнеэкономической ситуации ограничивает рост нефтегазовых доходов бюджета, возможности компенсировать их ростом ненефтегазовых «пока ограничены», говорится в опубликованном на сайте kremlin.ru послании. Доходы бюджета в 2014–2015 гг. будут меньше, чем предполагалось. При этом бюджет нарастил долгосрочные обязательства. Выход один: «если денег на все не хватает, то нужно определить приоритеты», посоветовал президент. Обеспечить финансирование инаугурационных указов нужно без ущерба для устойчивости бюджета, а на случай «непрогнозируемого увеличения бюджетного дефицита» иметь план, из каких источников его покрывать.

Чтобы приоритеты – расходы на образование, здравоохранение, науку, инфраструктуру – были обеспечены финансированием, нужна скоординированная социально-экономическая и бюджетная политика, тогда как до сих пор задачи развития рассматриваются отдельно от бюджета, указал Путин. Необходимость стратегического и скоординированного подхода стала центральной темой его послания, отсутствие такого подхода – главным поводом для критики. Госпрограммы приняты, но не работают, как задумано; многие требуют повышенного финансирования – но его источники не определены; одни госпрограммы не увязаны с другими, так же как и стратегические документы – прогноз до 2030 г. не связан с долгосрочной бюджетной стратегией, которая до сих пор не утверждена, и до сих пор нет параметров пенсионной реформы, влияющих на объемы трансферта из бюджета. Та же проблема в межбюджетных отношениях. Финансирование указов требует от регионов наращивать социальные расходы, что происходит за счет урезания инвестиционных планов и роста госдолга – по итогам 2012 г. почти у каждого третьего региона долг в 1,5 раза превышал объем доходов, привел цифры президент. В связи с этим нужно наладить мониторинг региональных бюджетов, сказал он, а также четко определить объемы трансфертов на трехлетний период. «Ждать, оттягивать принципиальные решения больше нельзя», – заявил Путин.

Пример скоординированности подаст президент: отныне послание Федеральному собранию, в котором глава государства ставит цели социально-экономической и внешнеэкономической политики, и Бюджетное послание должны быть объединены. «Прошу правительство подготовить соответствующие поправки в законодательство, с тем чтобы один раз в год президент мог ставить соответствующие задачи и парламент и правительство могли бы ориентироваться изначально на эти приоритеты», – заявил Путин.

Среди других резервов президент назвал средства национальных фондов и пенсионные накопления, поручив активнее их использовать для реализации инфраструктурных проектов. Путин подтвердил неприкосновенность госпрограммы вооружений, но уточнил, что часть расходов можно переносить, если у предприятий нет готовности их «принять».

Разработку бюджетной стратегии-2030 президент поручил завершить в течение трех месяцев и, если потребуется, изменить параметры долгосрочного прогноза. Завершить работу по пенсионной формуле ранее он поручал к осени.

Резкое торможение роста экономики привело к падению прибыли предприятий и сокращению бюджетных доходов регионов, где доля налога на прибыль составляет порядка трети. В I квартале номинальные доходы регионов остались на уровне прошлого года, т. е. сократились в реальном выражении. При этом Минфин на 14% сократил межбюджетные трансферты, указывают эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), а основную нагрузку по повышению зарплат бюджетникам несут регионы: «Разница между федеральным и региональными бюджетами заключается в том, что первый может себе позволить дефицит, а большинство регионов – не могут». Если ситуация останется на уровне I квартала, по итогам года регионы получат дефицит в 1,2 трлн руб., профинансировать который не смогут, предупреждает ВШЭ. Не сможет помочь и федеральный бюджет – Минфин только-только нашел средства для затыкания дыры в 0,5 трлн руб. в федеральном бюджете на 2013 г. и в 1,6 трлн руб. на 2014–2015 гг., образовавшейся из-за нехватки прогнозных доходов по причине замедления экономики. С 2016 г. начнется «непростой период с балансировкой бюджета», предупредил министр финансов Антон Силуанов.

Принятые в России госпрограммы не содержат конкретики, рассказал министр экономического развития Андрей Белоусов: нет конкретных мероприятий и сроков, промежуточных ориентиров. Это можно заполнить более конкретными трехлетними планами, но ведомства тормозят их разработку: из 40 планов приняты только два, сказал он.

В регионах доля социальных расходов выросла до двух третей всех трат, первыми под секвестр идут инвестиционные расходы. Расходы на зарплаты бюджетникам нужно увеличивать ежегодно на 20%, а чем их финансировать – непонятно, новые источники доходов не появились, жалуется высокопоставленный чиновник одного из субъектов Федерации: «Что будет с бюджетом через несколько лет – даже невозможно представить». Минфин готовит предложения по переносу части источников доходов с муниципального уровня на региональный, в частности НДФЛ, рассказал Силуанов: сейчас регионы получают 60% объема НДФЛ, муниципалитеты – 40%, просчитывается вариант изменения пропорции на 70 и 30%. Собираемость НДФЛ высока, и дополнительные 10% – это существенная сумма, уточнил министр. В 2012 г. сборы НДФЛ составили 2,26 трлн руб.

Приоритеты бюджетного стимулирования так и остались неясными, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: похоже, государство хочет оптимизировать социальные расходы, не меняя их 33%-ную долю. Приоритет инвестиционных расходов на инфраструктуру вряд ли достижим без приверженности к росту экономики, основанному на инвестициях, и де-факто доля социальных расходов будет расти, заключает она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать