Финансы
Бесплатный
Максим Товкайло

Силуанов: Бюджет-2013 может недополучить доходы почти на 1 трлн руб.

Силуанов призвал правительство начать жить в режиме жесткой экономии: расходы в ближайшие три года точно расти не будут, а уже в этом году могут понадобиться средства Резервного фонда
Министр финансов Антон Силуанов
А.Махонин / Ведомости

В четверг правительство утвердило основные направления бюджетной политики на 2014-2016 гг. Впервые в 2000-х гг. расходы будут сокращаться по сравнению с прежними планами. Причина - в недостаточном росте доходов. В 2014 г. доходы бюджета составят 13,5 трлн руб., расходы – 13,8 трлн руб. В 2015 г. – 14,7 и 15,2 трлн руб. соответственно, в 2016-м – 15,8 и 16,4 трлн руб.

Теперь Минфин доведет предельные лимиты расходов до ведомств, которым предстоит определиться, на что конкретно будут потрачены деньги. Самые большие расходы Минфин заложил на армию, спецслужбы и правоохранительные органы – 4,7 трлн руб. в 2014 г., 5,4 трлн руб. в 2015-м и 5,6 трлн руб. в 2016 г. Расходы на образование и здравоохранение значительно ниже, но в Минфине указывают, что основные затраты понесут регионы, а в случае со здравоохранением еще и Фонд обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2000-х гг. доходы бюджета при его исполнении оказывались выше запланированных и правительство в середине каждого года увеличивало расходы. Такого больше не будет, по крайней мере, ближайшие три года, предупредил министр финансов Антон Силуанов. По поручению правительства Минфин готовил бюджет, исходя из прогноза умеренно-оптимистичного развития российской экономики. По нему рост ВВП должен ускориться с 2,4% в этом году до 3,7% в следующем и свыше 4% в 2016 г., будут расти инвестиции и потребление. Но Силуанов сомневается, что этот прогноз реалистичен: бюджет сформирован на пределе и более вероятен не рост расходов, а их сокращение.

Уже в этом году из-за ухудшения макроэкономических показателей бюджет может недополучить 1 трлн руб., предупредил Силуанов, сославшись на расчеты Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной налоговой службы (ФНС). В этом случае для финансирования расходов Минфину придется брать деньги из Резервного фонда.

По расчетам ФТС и ФНС (есть у «Ведомостей), ненефтегазовые доходы могут сократиться на 650 млрд руб., в том числе на 421,8 млрд руб. из-за незапланированных вычетов по налогу на добавленную стоимость. Но в реальности сокращение будет меньше. Например, потери компенсируются за счет более активной продажи Роснедрами лицензий на участки (плюс 104,9 млрд руб.) и увеличения средней импортной пошлины с 7,2 до 8,3% (плюс 95,4 млрд руб.). Еще 165,8 млрд руб. поступит дополнительных нефтегазовых доходов: бюджет верстался исходя из средней цены в $97 за баррель, а прогноз повышен до $105. С учетом всех незапланированных поступлений доходы бюджета в целом могут сократиться всего на 146,6 млрд руб. - до 12,72 трлн руб. При этом Минфин не исключает и роста на 163,4 млрд руб., до 13 трлн руб., если сокращение ненефтегазовых доходов будет не таким серьезным, как прогнозируют в налоговой и таможне.

Забирать 200 млрд руб. из Резервного фонда на покрытие дефицита потребуется только в одном случае – если реализуется негативный прогноз ФНС и ФТС, а Росимущество сорвет программу приватизации. По закону о бюджете Росимущество должно перечислять в казну 427 млрд руб., но, по прогнозам Минфина, есть вероятность, что бюджет получит только 20 млрд руб. Из-за рисков неисполнения программы приватизации Резервный фонд будет наполняться медленнее, чем планировалось (см. врез) - выпадающие доходы от приватизации финансируются из текущих нефтегазовых доходов.

Если смотреть на основные параметры, то бюджет выглядит благополучно – доходы растут, отмечает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Но есть скрытые риски именно из-за слишком оптимистичных параметров развития экономики, которые брались для расчета доходов, согласен он с Силуановым: «Бюджет несет риски неисполнения из-за выпадения нефтегазовых доходов». Растут расходы на оборону, а инвестиции сокращаются, т. е. простимулировать рост из бюджета не получится, отмечает Вьюгин. Правительство и Минфин дезавуируют бюджетное правило, согласившись покрывать выпадающие доходы от приватизации и новые инвестпроекты из Фонда национального благосостояния, резюмирует он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать