Россияне не верят в сытое будущее

Индекс потребительского доверия в России достиг самого низкого показателя со времен кризиса
Уткин Александр/ PhotoXPress

Индекс потребительского доверия Nielsen, показывающий уверенность россиян в завтрашнем дне и готовность тратить деньги сейчас, снова отражает пессимистичные настроения жителей России. По итогам II квартала значение индекса снизилось еще на один пункт, до 80 - самый низкий показатель со времени кризиса. Снижение продолжается третий квартал подряд: по итогам I квартала 2013 г. индекс снизился на 3 пункта, до 81, в IV квартале 2012 г. он также упал - с 87 до 84 пунктов.

Две трети опрошенных россиян (64%) негативно оценивают свои перспективы трудоустройства на ближайшие 12 месяцев, а гарантия занятости стала основным источником беспокойства во II квартале (14%), опередив здоровье (13%) и состояние экономики (10%). В отношении состояния собственных финансов более половины россиян (56%) сохраняют негативный настрой, причем среди них на 2 пункта увеличилось количество респондентов, оценивающих состояние своих финансов как однозначно плохое.

Треть респондентов в России утверждают, что сейчас хорошее время для совершения покупок (+5% к результатам I квартала). Свободные деньги россияне тратят на новую одежду (47%) и отпуск (37%). Количество респондентов, сберегающих свободные деньги, во II квартале сократилось на 3 пункта.

«Несмотря на негативную динамику потребительского доверия в России, мы наблюдаем замедление темпов падения индекса, а также некоторые изменения в отношении потребителей к сбережениям и тратам. Лето - сезон отпусков и частых поездок за город, не время для того, чтобы откладывать деньги, - такого мнения придерживается значительное число российских потребителей», - считает гендиректор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер.

Исследование глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey проводилось с 13 по 31 мая. Всего было опрошено более 29 000 потребителей из 58 стран. Индекс потребительского доверия в мире увеличился на один пункт и достиг 94 пунктов во II квартале. Получается, что люди в мире смотрят в будущее более оптимистично, чем россияне.

Среди регионов самым оптимистично настроенным остается Азиатско-Тихоокеанский (+2 пункта, до 105), улучшения также отмечены в Северной Америке (+2 п., до 96), на Ближнем Востоке и Африке (+6 п., до 91). В Европе индекс потребительского доверия остается неизменным с конца 2012 г.(71 пункт). В Латинской Америке зафиксировано снижение индекса на один пункт - до 93. В ключевых мировых экономиках - США (96), Китае (110) и Японии (78) - индекс потребительского доверия вырос на 3, 2, 5 пунктов соответственно, в Германии он остался на прежнем уровне в 90 пунктов.

«На фоне сдержанной реакции европейских потребителей на стабилизацию ключевых финансовых показателей, восприятие рынка труда, состояние личных финансов и готовность тратить среди респондентов крупнейших мировых экономик - США, Китая, Японии - улучшилось», - цитируются слова главного экономиста The Cambridge Group Венкатеша Бала в сообщении Nielsen. В то же время, по его словам, беспокойство вокруг макроэкономических событий, таких как увеличение процентных ставок, может снизить темпы восстановления потребительских настроений и повлечь за собой снижение спроса на покупку недвижимости и расходов на дорогостоящие товары.