Банки требуют от ритейлеров снижения комиссий за выдачу кредитов в магазинах


Лидеры рынка POS-кредитов начинают борьбу с торговыми сетями за снижение комиссий за выдачу кредитов в магазинах. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка, переговоры об этом уже начали или намерены начать ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, «Ренессанс кредит». По данным Frank Research Group, они занимают 68% рынка кредитов на приобретение товаров в торговых сетях, а общий объем выданных ими ссуд этой категории составил 157,5 млрд руб.

Пересмотр отношений с торговыми сетями банки вынуждены были начать из-за планов ЦБ ввести фактический запрет на слишком дорогие кредиты населению.

По данным ЦБ, средний размер полной стоимости POS-кредитов по итогам первого полугодия составлял 36,64% годовых, а максимальный уровень - 60,89% годовых.

Банки подтверждают пересмотр условий работы с ритейлерами. О начале переговоров сообщает директор департамента потребкредитования ХКФ-банка Александр Антоненко. «Когда будут окончательно ясны ограничения по средним процентным ставкам от ЦБ, мы будем пересматривать условия работы с торговыми сетями», - говорит вице-президент Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Аналогичные планы есть и у «Ренессанс кредита», подтверждает глава управления потребкредитования Николай Тепляков.

Ритейлеры пожелания банков пока не осознали. В Мedia Мarkt и «М.видео» начало переговоров с банкирами не подтверждают. «Отношения с банками мы на данный момент не планируем перестраивать», - говорит финансовый директор «Евросети» Дмитрий Мильштейн.

Банкиры отмечают, что после ужесточения регулирования банкам придется снижать ставки, т. е. прибыльность POS-бизнеса снизится. «В таких условиях платить прежние комиссии торговым сетям просто экономически необоснованно», - говорит Николай Тепляков, вице-президент «Ренессанс кредита». Аппетиты торговых сетей и без того устраивают не все банки.

Точный размер комиссий ни банки, ни сети не раскрывают. По оценкам участников рынка, плата за работу в крупной торговой сети может доходить до 10% объема выданных кредитов. По словам одного из розничных банкиров, кредитные продукты генерируют сетям 15-20% торгового оборота, «так что ритейлеру выгоднее снизить комиссии, чем потерять часть бизнеса».