Пенсионная реформа позволит человеку более активно влиять на размер будущей пенсии

Людей будут стимулировать продолжать работать и отложить выход на пенсию, это позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда

В последние дни в правительстве и обществе идут жаркие дискуссии об использовании накопительной части пенсии. Но она лишь один из элементов пенсионной реформы. Последняя же позволит человеку более активно влиять на размер своей будущей пенсии. И, что очень важно, она ориентирована на то, чтобы стимулировать людей продолжать работать и отложить выход на пенсию. В этом случае они могут рассчитывать на значительное увеличение размера пенсии.

Поколение бебибумеров уходит на пенсию

В последнюю сотню лет происходил резкий рост продолжительности жизни людей, что связано с улучшением питания, медицинского обслуживания и условий труда. Если в начале ХХ в. люди на планете жили в среднем около 30 лет, то в 1974 г. средняя продолжительность жизни выросла до 58 лет, а сейчас достигла уже 67 лет. По прогнозам ООН, в 2020-2025 гг. она превысит 70 лет, а уже сегодня этот показатель выше 80 лет более чем в десятке стран.

Рост средней продолжительности жизни - большое благо для всех людей, но он приводит к стремительному старению населения, увеличивая долю стариков и вызывая обострение экономических и социальных проблем. К сожалению, Россия по средней продолжительности жизни (менее 70 лет) не входит даже в сотню наиболее благополучных стран. Но и у нас растут связанные со старением населения экономические проблемы, особенно в связи с выходом на пенсию многочисленного поколения бебибумеров.

С 2006 до 2012 г. число пенсионеров в России увеличилось на 6,5% и на начало этого года достигло 40,6 млн человек (28,4% населения), оно будет расти и в предстоящее десятилетие. В результате будет критическим образом изменяться соотношение работающих и неработающих граждан. При сохранении структуры занятости за счет роста доли пенсионеров число неработающих людей, приходящихся на одного работающего, за десяток лет возрастет еще на 20%. То есть вместо сегодняшнего соотношения 1:1 через 10 лет на десяток работающих будет приходиться уже около 12 неработающих. Это неизбежно будет создавать повышенную нагрузку и на предприятия, и на государство, а в конечном итоге на работающее население. И если работающий «Боливар» еще как-то может вывозить одного иждивенца, то появление дополнительных пассажиров будет чрезмерно его напрягать.

Бюджет Пенсионного фонда России в 2012 г. составил около 5,5 трлн руб. (9% ВВП). В представленном правительством на утверждение Госдумы проекте бюджета ПФР на 2014-2016 гг. предусмотрено увеличение его доходной части в 2014 г. до 6,29 трлн руб., а в 2016 г. - уже до 7,73 трлн. Предполагается, что она будет немного превосходить расходную часть бюджета.

Однако исходно собственные доходы и расходы пенсионного фонда имеют огромный дефицит. И в самом бюджете ПФР изначально закладываются трансферты (помощь) из бюджета государственного (в 2012 г. - в общей сложности 2,8 трлн руб.). Дефицит ПФР будет возрастать с ростом числа пенсионеров, а значит, будет увеличиваться и нагрузка на государственный бюджет. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2013 г. составит 2,846 трлн руб., а в 2016 г. - 3,19 трлн. Но даже по планам она достигает лишь 2/5 от доходной части бюджета ПФР, а зная способность наших финансовых органов существенно превышать расходную часть бюджета, можно обоснованно опасаться, что трансферты из госбюджета будут приближаться к половине бюджета ПФР.

Даже в более богатых и благополучных странах финансирование пенсий становится серьезной проблемой. Так, недавно король Нидерландов закончил свое послание к народу словами: «Социального государства ХХ в. больше не существует». На его место приходит «общество участия», в котором люди должны взять ответственность за собственное будущее, заботиться о себе и создавать собственную социальную и финансовую безопасность с меньшей долей участия национального правительства.

Пенсию будут делить на три части

В сентябре прошло обсуждение основных параметров пенсионной реформы в правительстве. В результате реформы трудовая пенсия граждан будет разделяться на следующие три компонента:

а) накопительная часть пенсии (по которой декларируется сохранение действующих правил);

б) фиксированная часть (ФЧ) страховой пенсии (аналог базовой части трудовой пенсии по старости, размер которой в 2013 г. составляет 3610,31 руб. в месяц);

в) изменяемая (основная) часть страховой пенсии, определяемая индивидуальным пенсионным коэффициентом.

Такое разделение (на три компонента) будет полноценно функционировать для граждан 1967 года рождения и моложе. Отчисления в накопительную часть им предлагается делать либо в размере 6% от заработной платы, либо не делать вовсе, а выбор возможных изменений проводить один раз в пять лет.

В начале сентября правительственные чиновники заявляли, что правила функционирования накопительной части пенсий в результате реформы не изменятся. Однако уже к концу месяца стало известно, что пенсионные накопления россиян в 2014 г. будут направлены в распределительную систему. За счет этого будет уменьшен трансферт из федерального бюджета на сбалансированность бюджета ПФР. Громче стали звучать голоса депутатов, давно предлагавших вообще избавиться от накопительной части пенсии. Видимо, будут изменяться и другие моменты задуманной пенсионной реформы. Но ядро преобразований, скорее всего, сохранит свой вид.

Основные параметры пенсионной формулы

Изменяемая (основная) часть страховой пенсии после проведения пенсионной реформы будет рассчитываться по новым правилам. Она будет пропорциональна индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК). ИПК будет рассчитываться в виде суммы так называемых годовых пенсионных коэффициентов (ГПК) и премиальных коэффициентов (ИПКстаж) за сверхнормативный стаж работы (ИПК=сумм(ГПК)+ИПКстаж). Премиальные коэффициенты начисляются за каждый проработанный год выше 35-летнего стажа у мужчин и 30-летнего стажа у женщин. Годовые пенсионные коэффициенты рассчитываются ежегодно по отчислениям работодателя в ПФР за данного гражданина.

При вычислении ИПК годовые пенсионные коэффициенты дополнительно умножаются либо на 1 для молчунов и выбравших только страховую часть пенсии, либо на 0,727 для людей, производящих частичные отчисления в накопительную часть пенсии. Таким образом, годовой пенсионный коэффициент страховой части пенсий будет больше для людей, производящих выплаты только в страховую часть пенсии.

Произведение ИПК на ежегодно устанавливаемую стоимость единицы пенсионного коэффициента будет определять денежный размер основной части страховых пенсионных выплат (пункт в), приведенных выше составляющих пенсии). Вместе с фиксированной частью страховой пенсии (пункт б) это определит размер страховой части при выходе работника на пенсию по достижении пенсионного возраста. Некоторые детали предлагаемой пенсионной формулы остаются неясными. В том числе то, кем и по каким правилам будут устанавливаться стоимости единицы пенсионного коэффициента. Кроме того, думается, что некоторые нюансы схемы расчета пенсий в будущем еще могут уточняться. Однако основные ее очертания уже определены и расчет индивидуальных годовых пенсионных коэффициентов и страховой части пенсий планируется запустить уже с 2014 г. А с 2015 г. можно будет рассчитывать пенсии уже по новой формуле.

Главная особенность пенсионной реформы

Суть проводимой пенсионной реформы состоит в том, что человек сможет более активно влиять на размер своей будущей пенсии. Во-первых, как и раньше, размер пенсии будет зависеть от размера заработной платы и величины пенсионных отчислений. Во-вторых, особенностью новой пенсионной формулы является рост индивидуального пенсионного коэффициента и зависимость страховой части пенсии от стажа работы. За счет этой зависимости поощряется превышение стажа в 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин. С 2025 г. минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости будет составлять 15 лет (сейчас 5 лет). Если общий стаж менее 15 лет, то будет выплачиваться социальная пенсия, размер которой меньше трудовой. На общий стаж влияет служба в армии, отпуск по уходу за детьми, а также трудовая деятельность после достижения пенсионного возраста.

Но самое главное, предусмотрен еще один механизм для поощрения более позднего выхода на пенсию. Работающие пенсионеры будут получать существенно меньшую часть пенсии - только фиксированную часть страховой пенсии (аналог базовой части трудовой пенсии по старости, размер которой в 2013 г. составляет 3610,31 руб. в месяц). Но зато каждый год работы после формального достижения пенсионного возраста будет резко увеличивать страховую часть пенсии. Для этого в расчетную формулу страховой части для «сверхсрочников» вводится специальный премиальный коэффициент М: (СП сверхсрочников = СПбаза*М). Множитель М прогрессивно растет за каждый год переработки позже официально установленного срока выхода на пенсию и более чем удваивается для 10 лет переработки. В результате образуется резкая зависимость пенсий от срока, проработанного после достижения пенсионного возраста.

Таким образом, пенсионная реформа пытается убивать сразу несколько зайцев (хотя из-за нее некоторые пенсионеры просто не доживут до получения адекватной пенсии). Рост пенсий при увеличении стажа и еще более резкий - при переработке после достижения пенсионного возраста будет стимулировать пенсионеров продолжать трудовую деятельность. Получается, что гражданин своим выбором будет добровольно увеличивать свой пенсионный возраст. Естественно ожидать, что при массовом использовании такой схемы первичный дефицит бюджета ПФР (без учета трансфертов из госбюджета) будет уменьшаться, и это позволит снизить затраты госбюджета.

Для тех, кто по состоянию здоровья не сможет продолжать трудиться, практически ничего не изменится. Но у работающих пенсионеров появляется шанс увеличить свою будущую пенсию. И это очень важно. «Молодые» пенсионеры (до 70 лет) еще имеют финансовые запасы, многие еще могут трудиться и смогут прожить на получаемую заработную плату. Скорей всего, именно из такого поколения вышла шутка о человеке, вкладывавшем силы и здоровье в детей в надежде, что они со временем подадут старикам стакан воды - напиться. Но, выходя на пенсию, они со смешанными чувствами восклицают: «А пить-то совсем не хочется!» Но когда их возраст перевалит за 70, а тем более за 80 лет, проблем со здоровьем, а значит, и с деньгами у них будет гораздо больше («пить захочется» на второй части дороги к богу). Вот для людей таких возрастов как раз очень пригодится повышенная пенсия. Новая пенсионная формула построена с учетом этого важнейшего соображения. Планируемая пенсионная реформа не сможет просто решить все растущие проблемы, но сможет снизить их остроту, распределяя растущие затраты между самими пенсионерами, государством и работающим поколением.

Автор - начальник аналитического отдела ИК «Церих кэпитал менеджмент»