Россияне готовятся экономить

Весь мир готовится тратить, но у российских потребителей другие предпочтения: индекс потребительского доверия остается на минимуме
Уткин Александр/ PhotoXPress

Индекс потребительского доверия россиян в июле - сентябре 2013 г. снижался четвертый квартал подряд, зафиксировали эксперты Nielsen. Этот индикатор упал на 7 пунктов до 80 пунктов в III квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. и остался на уровне II квартала текущего года, самом низком со времени кризиса.

Традиционно в III квартале потребительские настроения улучшаются, но в текущем году этого не произошло. «Кризисные настроения витают в воздухе, а озабоченность состоянием национальной экономики и растущими счетами ЖКХ не даeт показателям индекса взять позитивную динамику, - приводятся в сообщении Nielsen слова директора отдела потребительских исследований (Северо-Восточная Европа) Мачея Пшибиша. - Очевидно, респонденты не заметили сколь-либо значительных улучшений ни в экономической, ни в политической сферах». Количество потребителей, которые негативно оценили свои финансы, выросло на 4 процентных пункта - до 60% респондентов. Перспективы трудоустройства негативно оценивают 65% (+1 процентный пункт год к году). 71% опрошенных заявили, что сейчас не лучшее время, чтобы совершать покупки.

Такие настроения российских потребителей отличаются от остальных стран, где покупатели настроены наращивать расходы в преддверии последнего, предпраздничного, квартала года. Глобальный индекс потребительского доверия Nielsen составил 94 пункта в III квартале 2013 г., как и во II квартале этого года, и вырос на два пункта по сравнению с III кварталом 2012 г. В исследовании Global Consumer Confidence Survey участвовали более 29 000 потребителей из 58 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Максимальная погрешность выборки составляет 0,6%.

На основных развитых ранках индекс потребительского доверия вырос. «Например, в США за последние 12 месяцев индекс вырос на 8 пунктов до 98, достигнув наивысшей отметки с III квартала 2007 г.», - говорится в исследовании. В Германии индекс вырос на 6 пунктов до 92, в Японии зафиксировано «одно из самых значительных улучшений» - с 59 до 74 пунктов, во Франции - рост с 53 до 61 пункта, в Великобритании - на 10 пунктов до отметки в 87 пунктов, самый высокий показатель с III квартала 2007 г.

Потребители в мире говорят о желании тратить больше на необязательные группы товаров, покупать новые вещи (38% респондентов), наращивать расходы на праздники или отпуск (38%), развлечения вне дома (35%) и ремонт дома (25%). В отличие от остального мира, настроенного на предпраздничные траты, российские респонденты не намерены опустошать кошельки, сокращая траты на новую одежду (с 32% во II квартале 2013 г. до 57% в III квартале 2013 г.), отпуск (28% против 34% кварталом ранее), а также переключаясь на более дешевые продовольственные бренды (18% против 38% во II квартале).