Факторинг становится хорошей альтернативой кредитам для малого и среднего бизнеса

Особенно он актуален для торговых компаний, не имеющих качественных залогов и кредитной истории, которые необходимы для получения банковских займов

Факторинг приобретает все большую популярность у российского бизнеса. Статистика красноречива: в течение последних двух лет рынок рос более чем на 50% в год. В 2012 г. его оборот составил около 1,5 трлн руб., в первом полугодии 2013 г. - 840 млрд руб. По количеству клиентов три четверти рынка приходится на предприятия малого и среднего бизнеса. Еще пять лет назад их доля на рынке факторинговых операций составляла всего 8% к объему уступленных требований, а в 2012 г. она составила 18%.

Для многих компаний малого бизнеса факторинг стал хорошей альтернативой банковским кредитам. Особенно это актуально для торговых компаний, не имеющих качественных залогов и кредитной истории, которые необходимы для получения кредитов. Их главным активом становится дебиторская задолженность, возникающая при отгрузке товаров с отсрочкой платежа. Именно в этих случаях факторинг незаменим как способ получения своевременного финансирования для сокращения кассовых разрывов компании.

Чаще всего компании МСБ знакомятся с факторингом, когда начинают работать с крупными торговыми сетями. Сотрудничество с ними позволяет существенно повысить объем реализации и поэтому является большим шагом вперед для малого бизнеса. Но войти в число поставщиков сетей представителям МСБ непросто. Для этой деятельности требуются большие оборотные средства, ведь стандарт работы сетей - огромные временные отсрочки оплаты за уже поставленные товары и услуги. В результате у малого предприятия возникает разрыв денежного потока, ведь со своими поставщиками МСБ, как правило, работает на условиях полной или частичной предоплаты. В этих условиях факторинг становится очень актуальным для компании продуктом.

Тем не менее, чтобы получить факторинговый кредит, фирме не обязательно быть поставщиком крупных компаний, известных ритейлеров или оперировать большими объемами дебиторской задолженности. Среди тех, кто предоставляет факторинговые услуги, сильна специализация в зависимости от размера бизнеса клиента. Одни ориентируются на крупный бизнес, другие предлагают продукты для небольших компаний - снижают комиссии и размер обслуживаемой «дебиторки», вводят специальные дополнительные услуги для МСБ.

Как правило, до знакомства с факторингом многие небольшие компании относятся к нему с опаской: в их понимании это нечто запутанное, непонятное и дорогое. Однако со временем использующая факторинг фирма начинает понимать, что с его помощью можно не только получить финансирование под поставки, но и наладить эффективную работу с дебиторами. Банк-фактор предоставляет клиенту ряд дополнительных услуг: ведет дебиторскую задолженность, контролирует своевременную оплату, т. е. выполняет за клиента работу с дебиторами. Поэтому при выборе банка-фактора очень часто решающую роль играет не размер ставки, а то, как он в ежедневном режиме работает с клиентом, насколько квалифицированны сотрудники, могут ли обстоятельно и подробно проконсультировать, практикуется ли индивидуальный подход к клиенту. Ведь для действительно эффективной работы по схеме факторинга хорошие отношения должны сложиться внутри всей «тройки» участников схемы - между компанией, банком (фактором) и дебитором. То есть банк имеет возможность оперативно проверять у дебитора факт поставки, дебитор понимает, что работает по схеме факторинга, а банк понимает, как устроена схема поставки товара/услуги.

Переложить часть забот о «дебиторке» на фактор - хороший вариант оптимизации бизнеса для малого предприятия. Сама по себе эта услуга трудоемкая, с большим документооборотом, отнимающая много времени. Компании приходится нагружать сотрудников новыми обязанностями или нанимать отдельного специалиста, чтобы ежедневно собирал все документы по дебиторской задолженности и отправлял их в банк. Все это составляет большую затратную статью в бюджете компании и особенно чувствительно для бюджетов малых предприятий.

Сейчас банки стали использовать систему электронного документооборота, который значительно экономит время и трудозатраты и сокращает издержки. Такая возможность появилась после вступления в силу закона «Об электронной подписи». Нажав на несколько клавиш, специалист выгрузит данные об отгрузках из бухгалтерской программы и отправит в банк через систему «банк - клиент» с помощью электронной подписи. Новый сервис не только освобождает компании от бумажной работы, но и значительно ускоряет процедуры финансирования и сокращает возможные ошибки при подготовке и обработке документов.

Необходимо констатировать: роль сетевых розничных торговых компаний постоянно увеличивается, их доля в общем объеме продаж растет, и предприятия МСБ, заинтересованные в развитии бизнеса, уже не могут с ними не работать. Если не начать налаживать взаимодействие с сетями сейчас, работа с ними в будущем станет практически невозможна: конкуренция в этом сегменте крайне высока, и преодолеть «барьеры входа» в сети спустя год-два будут способны очень немногие небольшие компании. Использование факторинга как одного из инструментов работы с дебиторской задолженностью способно существенно упростить построение эффективного процесса взаимодействия с сетевыми ритейлерами.

Автор - председатель правления СДМ-банка