Инвесторы отсудили $6,5 млрд у компаний США в 2013 г.

Американские корпорации не могут защититься от классовых исков акционеров, несмотря на все усилия последних 20 лет
AP Photo/ Bullit Marquez

Из-за этого число исков сократилось, а число отказов начать судебное производство увеличилось. Но иски все же были, правда, уже с другими обвинениями. В последние годы юристы, ведущие классовые иски, обращались в суды с возражениями по поводу поглощений. Их обычный аргумент заключался в том, что компания продавалась или покупалась на невыгодных для акционеров условиях. «Во многих случаях применяется одна и та же тактика», - говорит профессор права Университета Ричмонда Джессика Эриксон.

В 2013 г. акционеры публичных компаний США подали к ним 234 федеральных классовых иска, самое большое число с 2008 г. Суды одобрили соглашения с акционерами на сумму $6,5 млрд - почти вдвое большую, чем в 2012 г. Средняя сумма выплат в 2013 г. достигла рекордных $55 млн (данные NERA Economic Consulting.

Самые популярные темы для классовых исков, связанных с рынком ценных бумаг, - поглощения компаний и обман инвесторов при предоставлении им информации о состоянии компании. В 2013 г. каждый пятый подобный иск касался поглощений, а обвинения компаний в том, что они предоставляли инвесторам ложный прогноз по прибыли, увеличились с 29% в 2012 г. до 41% в 2013 г.

Первая волна популярности классовых исков, касающихся рынка ценных бумаг, пришлась в США на 1970-е гг. Тогда небольшое число юристов стали подавать иски к компаниям, когда их акции сильно дешевели, с обвинениями, что это происходит из-за мошенничества. Компании не были согласны с такими обвинениями, но в большинстве случаев соглашались заплатить инвесторам, чтобы не связываться с долгими судебными разбирательствами.

Такие иски были полезны для рынка, полагает профессор корпоративного права Стэнфордского университета Майкл Клоснер, поскольку они помогают предотвратить корпоративное мошенничество. «Подобные иски приводят к отставке гендиректора, финдиректора и других руководителей компании, - отмечает Клоснер, - я считаю, что это хорошее сдерживающее средство». Раздосадованные менеджеры нашли поддержку в Вашингтоне. В 1995 г. республиканцы пролоббировали закон о реформе судопроизводства в секторе ценных бумаг, который ужесточал судебную процедуру и отсекал большое число исков.

Затем Верховный суд США еще сильнее ужесточил процедуру принятия таких исков в судебное производство. А за последние 10 лет федеральные суды отправили в тюрьмы нескольких пионеров классовых исков в секторе ценных бумаг, в том числе звездных юристов Билла Лерака и Мелвина Вайсса за получение откатов.

По оценке юридической фирмы Gibson, Dunn & Crutcher, инвесторы оспаривают в судах более 80% сделок по слияниям и поглощениям.

«Сейчас рынок [юридических услуг] более конкурентный, чем в прошлом, но фирмы с разнообразной практикой и готовые к затяжным судам, по-прежнему очень востребованы», - говорит партнер Kessler Topaz Meltzer & Check Ли Руди, ведущий классовые иски.

Но у бизнеса и корпоративных юристов тоже есть причины для оптимизма. По оценке Cornerstone Research, хотя число классовых исков увеличилось, сумма убытков, которые требуют возместить инвесторы, значительно снизилась, поскольку 2013 год был хорошим для фондового рынка. Поэтому, когда дойдет дело до судебных решений по искам 2013 г., выплаты будут меньшими, чем в прошлые годы, отмечает профессор права Стэнфордского университета Джозеф Грундфест, ранее работавший в Cornerstone.

В марте Верховный суд США рассмотрит апелляцию по иску о мошенничестве с ценными бумагами, поданному инвесторами к нефтесервисной компании Halliburton, и решение по этому делу может еще сильнее затруднить подачу классовых исков. Суд пересмотрит давнюю юридическую практику, благодаря которой тысяче инвесторов подать иск с обвинениями в мошенничестве с ценными бумагами гораздо проще, чем нескольким инвесторам.

Решение по делу Halliburton может означать «смерть судебной процедуры, которая была центром судебного производства по классовым искам в секторе ценных бумаг все последние 40 лет», - отмечает профессор права Джорджтаунского университета Доналд Лангеворт.

Решение по делу Halliburton должно быть принято в июне.

Использована информация WSJ