Стоит ли менять структуру своих сбережений из-за падения рубля?

Принимаемые в спешке решения зачастую ошибочны и приводят к финансовым потерям в результате неверной оценки как текущей ситуации, так и перспектив ее развития

Стремительное падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам, которое мы наблюдали в течение января, заставляет вспомнить события пятилетней давности, когда в конце 2008 - начале 2009 г. он ослаб примерно на треть. Столь сильные курсовые движения, вполне естественно, вызывают у обычных граждан беспокойство, стремление срочно изменить структуру своих сбережений в ту или иную сторону. К сожалению, очень часто принимаемые в спешке решения ошибочны и приводят к финансовым потерям в результате неверной оценки как текущей ситуации, так и перспектив ее развития. Давайте аккуратно разберемся.

К снижению курса рубля привел комплекс причин. Это и выход инвесторов из валют развивающихся рынков на фоне постепенного сворачивания мер антикризисной поддержки в США, и ухудшающиеся показатели платежного баланса Российской Федерации (в 2014 г., по нашим оценкам, профицит текущего счета сократится на $10 млрд до $23 млрд, а ведь в 2012 г. он составил $72 млрд при сопоставимых в целом ценах на нефть). Плюс политика Банка России по повышению гибкости курсообразования. Однако главная причина все же - отсутствие экономического роста или его заметное замедление в развивающихся странах при его наблюдаемом и ожидаемом ускорении в развитых. По-хорошему говоря, потенциальному инвестору сложно объяснить, почему он должен инвестировать на среднесрочный период в экономику России, если она вырастет (согласно нашим прогнозам) на 3,3% в этом году, а экономика США - на 3%.

Из всего этого можно сделать два основных вывода. Во-первых, пять лет назад ситуация на глобальном валютном рынке развивалась по прямо противоположному сценарию: кризис в развитых странах усугублялся и впоследствии распространился на большую часть мировой экономики. Сейчас, наоборот, в среднесрочной перспективе именно рост развитых стран будет способствовать улучшению ситуации в мире, что дает основания для определенного оптимизма. Во-вторых, ослабление рубля сейчас - это совсем не российская история. Рубль движется более-менее однонаправленно с валютами большинства развивающихся стран. При этом он находится даже где-то в «золотой середине». В частности, c начала 2013 г. курс рубля к доллару США снизился примерно на 15%, индийской рупии - на 14%, бразильского реала - на 19%. При этом курсы южно-африканского ранда и турецкой лиры - на 33 и 28% соответственно, а венгерского форинта - лишь на 3%. От 2008 г. текущая ситуация отличается также и тем, что, если не считать иностранных инвесторов, выход из рубля в валюту не является стратегическим. Сейчас у банков и компаний нет необходимости погашать внешний долг, в то время как именно это послужило основной причиной роста их спроса на иностранную валюты пять лет назад.

Таким образом, несмотря на сопоставимую в отдельные моменты скорость снижения курса рубля, есть все основания полагать, что ситуация кардинально отличается в лучшую сторону по сравнению с событиями пятилетней давности. Другими словами, вероятность того, что вы в данный момент находитесь в наиболее неблагоприятной точке для изменения валютной структуры ваших сбережений, в разы выше того, что вы хотя бы ничего не потеряете в результате потенциальной обменной операции. Особенно с учетом наличия у банков спрэда между курсами покупки и продажи иностранной валюты. Скоропалительные решения по изменению структуры сбережений, особенно в периоды повышенной волатильности (как сейчас), нецелесообразны.

Банк России пока не внедряет новые меры и проводит политику в рамках существующего механизма плавающего валютного коридора. На наш взгляд, сейчас это представляется выигрышной стратегией: положительный эффект даже от временного повышения ставок для России в настоящий момент неочевиден, в то время как негативные последствия для роста и, вообще говоря, доверия к Банку России достаточно хорошо прослеживаются. На наш взгляд, уже можно ожидать, что уровни курсов валют (в том числе рубля), соответствующие фундаментальным макроэкономическим показателям, достигнуты и через какое-то время после окончания периода повышенной волатильности возможно даже некоторое укрепление этих валют по сравнению с текущими уровнями. Может ли ситуация стать гораздо хуже и закончиться масштабными проблемами в развивающихся странах? В подобные периоды никакие варианты развития событий исключать не стоит - просто по причине того, что оно может происходить вопреки прошлому опыту и любым экономическим закономерностям. Но с учетом вышеизложенного подобный вариант развития событий представляется маловероятным: условно говоря, возможность его реализации не превышает 10%.

Гораздо большее значение имеет минимизация валютного риска. Самый простой способ - не принимать его на себя, сбалансировав валютную структуру своих доходов и расходов. Это способ, доступный каждому. В какой валюте доходы - в той и расходы. Но и тут следует быть аккуратным и лишний раз подумать, стоит ли брать кредит в иностранной валюте, даже если вы работаете в иностранной компании и ваша заработная плата каким-то образом зафиксирована именно в валюте. С одной стороны, вы можете эту работу потерять или принять решение перейти в другую компанию с другой практикой выплаты зарплаты. С другой - именно в возможный кризисный период, сопровождающийся девальвацией, ваш работодатель может зафиксировать вашу зарплату в рублях, тем самым значительно сократив себе издержки, но поставив вас в сложную ситуацию.

Автор - экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ