Давид Якобашвили: Деофшоризация для российской экономики хуже западных санкций

Такое мнение бизнесмена приводит Financial Times; "Ведомостям" он пояснил, что идет "обычный лоббистский процесс", бизнес лишь пытается смягчить законопроект Минфина
М. Стулов/ Ведомости

Кампания по деофшоризации российского бизнеса может нанести российской экономике больший ущерб, чем западные санкции, цитирует газета Financial Times бизнесмена Давида Якобашвили. «Ведомостям» он пояснил, что на самом деле бизнес лишь ведет обычную лоббистскую деятельность, пытаясь смягчить слишком жесткий, по его мнению, законопроект Министерства финансов.

В России все же есть возможности для инвестиций, хотя бизнес недостаточно защищен, полагает Якобашвили. При этом он хвалит инвестиционный климат в Грузии и намерен инвестировать там миллионы долларов.

Бенефициарные владельцы многих российских компаний зарегистрированы в офшорах, что, по их мнению, позволяет, в частности, защитить права собственности. Создаются и возможности для налоговой оптимизации. Однако российские власти, столкнувшись с масштабным оттоком капитала, сокращением бюджетных доходов и стагнацией в экономике, стали призывать компании перерегистрироваться в России. В правительстве был подготовлен антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК), предполагающий их более жесткое налогообложение. Инициативы по деофшоризации нравятся депутатам Госдумы, об этом, в частности, заявляли представители «Справедливой России».

По мнению Якобашвили, подобная политика ограничивает инвестиции в Россию, пишет FT, с которой беседовал бизнесмен. Однако «Ведомостям» он заявил, что британские журналисты сгустили краски: «Кто я такой, чтобы возражать президенту [Владимиру Путину]? Мы лишь вместе с другими бизнесменами пытаемся смягчить законопроект».

Инвестиционные возможности в России все еще есть, но местные инвесторы не защищены в достаточной степени, приводит FT мнение Якобашвили. «Люди выводят деньги [из страны], а затем возвращают их обратно [в виде инвестиций] из-за несовершенства нашей правовой системы», - цитирует газета основателя компании «Вимм-Билль-Данн», которую PepsiCo купила в 2010 г. за $5,8 млрд.

Всех беспокоит, что деньги уплывают за рубеж и возвращаются обратно через иностранные юрисдикции, надо создавать условия, чтобы деньги вкладывались в российскую экономику напрямую, но Минфин подготовил очень жесткую версию законопроекта, сказал Якобашвили “Ведомостям”. Однако министерство по некоторым вопросам уже готово идти на уступки, отмечает бизнесмен: «Это обычный лоббистский процесс, который идет во всех странах. Главное, что нас слышат».

Президент Владимир Путин поручал принять закон до 1 июля, но ведомствам не удалось договориться между собой, а также с бизнесом. Подготовленный Министерством финансов вариант обязывает граждан и компании платить налог с прибыли их иностранных структур, если она не распределяется в виде дивидендов: юрлиц - по ставке 20%, физлиц - 13%. Российский союз промышленников и предпринимателей, членом правления которого является Якобашвили, предлагает снизить ставку до 9% - облагать эту прибыль не как доход, а как нераспределенные дивиденды. Более мягкий вариант предлагает и Министерство экономического развития.

10 июля законопроект о КИК должен был рассматриваться на совещании у Путина, но времени оказалось недостаточно, механизмы борьбы с офшорами будут еще раз обсуждаться в Минфине.

Отток капитала из России за первое полугодие перекрыл показатель за весь 2013 г., составив $74,6 млрд против $59,7. По итогам текущего года отток превысит недавно обновленный прогноз в $90 млрд и будет ближе к $100 млрд, заявил недавно замминистра экономического развития Андрей Клепач. Официальный прогноз Минэкономразвития по росту ВВП на 2014 г. - 0,5%, хотя, по словам Клепача, министерство планирует пересмотреть его в сторону повышения.

FT также приводит такое мнение Якобашвили о российском законодательном процессе: «Никакие американские или европейские санкции не могут сравниться с нашими обычными санкциями - санкциями, которые иногда применяет против бизнеса наша собственная Дума. Иногда они вводят правила, которые не согласуются ни с каким смыслом».

Зато Якобашвили в разговоре с британскими журналистами похвалил инвестиционный климат в Грузии: «Грузия была одной из самых коррумпированных республик Советского Союза. Сейчас она гораздо более привлекательна, чем многие постсоветские страны». По словам Якобашвили, он инвестировал «миллионы» в фонд прямых инвестиций совокупным размером $6 млрд, который сформировал Бидзина Иванишвили, самый богатый человек Грузии, который в 2012 г. привел к власти коалицию «Грузинская мечта». По словам Якобашвили, он также сообщил премьер-министру (после добровольной отставки Иванишвили эту должность занимает Ираклий Гарибашвили), что готов вложить в страну $200 млн. Для сравнения: годовой объем прямых иностранных инвестиций в Грузию составляет около $1 млрд.

Инвестиционные возможности в Грузии есть в гидроэлектроэнергетике, секторе природных ресурсов, сельском хозяйстве и туризме. «Грузия всегда была хорошо известна всем, что касается еды, вина, солнца и фруктов», - сказал Якобашвили.