Минэкономразвития: За первые полгода работы федеральной контрактной системы выросла доля электронных госзакупок

За первые полгода работы федеральной контрактной системы увеличилась доля электронных госзакупок, подсчитало Минэкономразвития. Возможно, госзакупщики стали чаще дробить заказы, предупреждают эксперты
Е.Разумный для Ведомостей

За первое полугодие 2014 г. по закону о федеральной контрактной системе (ФКС; с 1 января 2014 г. сменил закон о госзакупках № 94-ФЗ) госзаказчики заключили 646 428 договоров на 1,13 трлн руб., говорится в докладе Минэкономразвития о работе ФКС. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заключенных госконтрактов выросло на 29%, суммарная цена снизилась на 16% (см. инфографику).

Доля наиболее коррупциогенных видов закупок - конкурсов, запросов котировок и закупок у единственного поставщика - сократилась, а электронных аукционов - выросла, рапортует Минэкономразвития. Количество аукционов, проведенных в первом полугодии 2014 г., выросло по сравнению с первым полугодием 2013 г. более чем в 1,5 раза - с 494 365 до 754 339. Стоимость закупок через аукционы снизилась с 1,7 трлн до 1,2 трлн руб.

Получается, что средняя цена закупки на электронном аукционе в первом полугодии составила 1,6 млн руб., в то время как год назад она была 3,5 млн руб., отмечает эксперт Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Грачев. При таких показателях эффект от увеличения количества электронных аукционов выглядит неоднозначно, признает он: возможно, госзакупщики начали дробить закупки на лоты стоимостью менее 3 млн руб. Такая цена контракта по закону о ФКС предполагает упрощенную форму закупки.

Основную выгоду от сжатой процедуры госзаказчик получает на этапе размещения извещения о закупке: на него отводится семь дней. В пятницу вечером извещение вывешивается на портале госзакупок, в выходные его никто не отслеживает, и на то, чтобы подготовить предложение и сформировать заявку на участие, остается четыре дня, объясняет выгоду Грачев: «Такой подход позволяет госзаказчику сузить конкуренцию».

Доля аукционов стоимостью менее 3 млн руб. во всех аукционах выросла в 2014 г. на 8-9% по сравнению с прошлым годом, подсчитал представитель Общероссийского народного фронта (ОНФ): «Но делать выводы преждевременно». По 94-ФЗ мелкие закупки осуществлялись у единственного поставщика, а закон о ФКС ввел на них лимит, поэтому госзаказчики стали проводить небольшие закупки через электронный аукцион, объясняет представитель Минэкономразвития.

Еще одно спорное достижение, которое упоминает Минэкономразвития в докладе, - уменьшение количества жалоб на участников госзакупок. За первое полугодие в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по процедурам ФКС поступило 2940 жалоб (см. инфографику). Общее же количество жалоб в ФАС на участников госзакупок с января по июнь 2014 г. упало на 13% до 9760. Из них только 39% (2749 жалоб) служба признала обоснованными.

Снизилось и число жалоб, поступивших в Рособоронзаказ, - с 1188 в первом полугодии 2013 г. до 634 в 2014 г.

Количество жалоб снизилось, но это не значит, что нарушений стало меньше, говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта: с вступлением в силу закона о ФКС изменился порядок их подачи, который ограничил права контролеров: «По 94-ФЗ разрешалось направить в ФАС жалобу по электронной почте или по факсу, по закону о ФКС нужно подать оригинал жалобы в территориальный орган ФАС, в юрисдикции которого произошло нарушение». «Выпал только факс», - возражает представитель ФАС, жалобы по электронной почте по-прежнему принимаются, но при условии электронной подписи.

Основное количество общественных контролеров - обычные граждане, для них создание электронной подписи - дорогостоящая процедура, говорит Гетта. Раньше они могли, находясь в Краснодаре, указать на нарушения в Алтайском крае, сетует он, а теперь приходится собирать жалобы граждан на специально созданном портале, аккумулировать их и отправлять обобщенные данные через экспертов ОНФ с электронной подписью.

У ФАС другое объяснение снижения количества жалоб: они просели в начале года, потому что уменьшилось количество госзакупок: госзакупщики постарались по максимуму законтрактоваться в 2013 г., до вступления в силу закона о ФКС.

Количество жалоб падает, потому что растет количество договорных аукционов, предлагает версию Грачев. Раньше на недобросовестных госзаказчиков и близких к ним победителей торгов жаловались другие участники закупки.