Правительство разработает план импортозамещения в ТЭКе

Российские власти решили снизить зависимости топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от импортного оборудования и услуг - это следует из текста протокола июньского заседания президентской комиссии по развитию ТЭК, который оказался у «Ведомостей»
Разработка шельфа почти на 100% зависит от импорта/ MIKHAIL MORDASOV/ AFP

«Роснефть» и ExxonMobil в августе начинают бурение в Арктике. В 2012 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что из $500 млрд инвестиций в оборудование и обустройство шельфовых месторождений российской промышленности достанется $400 млрд и что локализации подлежит до 70% оборудования.

На совещании по развитию судостроения прошлым летом президент Владимир Путин говорил, что для разработки шельфа «Роснефти»«Газпрому», «Совкомфлоту» до 2030 г. потребуется 512 судов на общую сумму 6,5 трлн руб. Президент уверял, что отечественная продукция успешно соперничает с иностранной в таких нишах, как буровые платформы, геологоразведочные суда, суда, связанные со снабжением; необходимо, по его мнению, также расширять линейку продукции, осваивать новые типы судов, прежде всего контейнеровозы и газовозы - в пример он привел проект верфи «Звезда» на Дальнем Востоке, где можно будет строить газовозы. Верфь заработает к 2018 г., ее строит консорциум с участием «Роснефти» и Газпромбанка. Путин советовал российским компаниям при прочих равных размещать заказы на отечественных верфях.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Комиссия заседала 4 июня, но протокол был подписан президентом России Владимиром Путиным на днях, рассказали два федеральных чиновника.

Правительству поручено разработать к 1 ноября план мероприятий по снижению зависимости российского ТЭК от импорта. В документе будет сказано, как диверсифицировать источники импорта, обеспечить условия появления российских аналогов товаров, работ и услуг (в том числе с помощью налоговых и кредитных послаблений), как локализовать производство оборудования, как корректировать существующие программы и создать новые.

По данным из презентации Минэнерго, в добыче нефти и газа на импортное оборудование приходится до 24% (на шельфе - почти 100%), в нефтегазопереработке и нефтехимии - до 35% (при производстве сжиженного природного газа - около 100%), в добыче угля - 31-100%; в электроэнергетике импортируется до 45% газовых турбин, более 50% трансформаторов, до 30% гидротурбин.

Представители Минпромторга, «Лукойла», «Роснефти» и производителей нефтегазового оборудования на запросы «Ведомостей» не ответили. В «Башнефти» и Минэнерго от комментариев отказались.

До 1 декабря 2014 г. правительству поручено разработать и утвердить план развития российского судостроения при освоении углеводородных ресурсов на морских месторождениях, а до 1 августа - определить потребность в морской технике, определить меры для повышения участия российских судостроителей в выполнении заказов нефтегазовых компаний, следует из протокола заседания комиссии.

Разработанная Минпромторгом стратегия локализации производства оборудования для шельфовых месторождений предполагает, что к 2020 г. локализация судового оборудования составит 70% от себестоимости, сейчас - примерно 50%, говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов: например, все двигатели - иностранные. Увеличение локализации при строительстве судов - в развитии производства электроники, навигации, считает Безбородов. В сфере судового двигателестроения в России проектов пока нет, сожалеет он.

Потенциал для роста локализации есть, многое зависит от заказчика, он определяет комплектацию судов и техники, комментирует топ-менеджер Объединенной судостроительной корпорации.

Сейчас за рубежом размещены заказы на строительство 44 судов общим водоизмещением более 600 000 т, в основном для нефтяников, говорит Безбородов, внутри страны - на 23 судна общим водоизмещением 135 000 т, включая ледоколы. В 2007 г. по заказам российских компаний за рубежом строилось судов с общим водоизмещением около 1,2 млн т, внутри России - около 400 000 т, вспоминает он, но, чтобы увеличить заказы от ТЭКа, российскому судостроению нужно решить две основные проблемы: дефицит мощностей и компетенций.

Доля импортного оборудования для большинства проектов ТЭКа не критична - не так, как в станкостроении, где доля импорта - около 90%, комментирует замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов, но весьма вероятно, что санкции против России, экономика которой во многом зависит от ТЭКа, расширятся, на этот случай разработка программы импортозамещения вполне оправданна. Полностью отказываться от импорта оборудования для ТЭКа смысла нет, нужно сосредоточиться на перспективных направлениях - например, для выпуска СПГ, разработки шельфовых месторождений, думает Миронов.

Импортозамещение - давно назревшая задача, она уже выполняется, считает представитель Минприроды. Роснедра включают в условия лицензий требование о размещении заказов на строительство судов, морской техники и технологического оборудования на российских предприятиях - за исключением случаев, когда производство оборудования невозможно в требуемые сроки, отмечает он. Говорить об отказе, прогнозировать какие-то сроки отказа от зарубежного оборудования нельзя, подчеркивает он: сотрудничество с иностранными компаниями в этой сфере долгосрочное, мы не видим рисков ухода западного производителя с российского рынка.