За год число ДТП сократилось на 2%, заявленных убытков по ОСАГО - на 10%

За год число ДТП сократилось на 2%, а заявленных убытков по ОСАГО - на 10%. Вероятно, это отражение политики страховщиков по минимизации числа страховых случаев
Не все автовладельцы готовы ехать за страховкой сотни километров/ PhotoXPress

В январе - сентябре страховщики продали полисов ОСАГО на 7% больше, чем за три квартала 2013 г., выплаты выросли на 12%, подвел итоги Российский союз автостраховщиков (РСА). Впервые в истории ОСАГО зафиксировано снижение числа заявленных страховщиками убытков: за 9 месяцев 2013 г. из 2,04 млн заявленных убытков они урегулировали 2 млн, а в этом году - на 10% меньше: 1,84 млн из 1,85 млн.

«Число ДТП по стране за год сократилось лишь на 1,8%, и в этом уравнении нет неизвестных, - категоричен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. - Сокращение числа убытков на 145 000 можно при существенном росте портфеля договоров и сборов объяснить лишь одним образом - страховщики научились отваживать клиентов с их обращениями от центров урегулирования». Эту версию, по его словам, подтверждает перенос центров урегулирования убытков рядом компаний (см. врез).

«Некоторое снижение количества заявленных и урегулированных убытков связано в первую очередь с кризисными явлениями на рынке, которые привели в том числе к минимизации некоторыми компаниями регионального бизнеса», - говорит представитель РСА.

«Динамика числа урегулированных убытков является одним из важнейших показателей, характеризующих выплатную политику страховщика», - говорит представитель ЦБ, отмечая, что при общем снижении числа заявленных страховых случаев у 72% компаний их стало больше. «Значительное влияние на совокупные показатели рынка оказывают результаты нескольких крупных страховщиков», - говорит представитель ЦБ, но регулятор «не комментирует действующие страховые компании».

Это прежде всего три из пяти крупнейших игроков, следует из статистики РСА (см. таблицу): у «Росгосстраха» обращений стало меньше на 23%, у «Ингосстраха» - на 47%, у ВСК - на 24%. Доля обращавшихся за выплатой сократилась с 6,5% купивших полис до 5,7%. У «Росгосстраха» их доля - 4% против 7% год назад, у «Ингосстраха» - сократилась с 9 до 7,6%, у ВСК - с 7,4 до 6,2%.

Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев объясняет сокращение числа убытков снижением числа застрахованных автомобилей в региональной сети в 2,7 раза. «Ингосстрах» еще год назад заявлял о «чистке» портфеля и сокращении убытков.

За год компания заключила на 38% договоров ОСАГО меньше, чем за аналогичный период, а сборы - на 32%. Центры урегулирования убытков «Ингосстрах» не переносил, уверяет Княгиничев.

ВСК не комментирует убытки по ОСАГО, но из статистики ЦБ видно, что она, как и «Ингосстрах», сократила заключение договоров (на 10%), сумев удержать сборы на прошлогоднем уровне.

У «Росгосстраха» обратная ситуация. За год он увеличил долю рынка по числу договоров с 28,7% (9 млн полисов) до 38% (12,3 млн), сократив долю в убытках с 31 до 26%. Пресс-служба «Росгосстраха» отказалась комментировать этот феномен. Может, их клиенты стали водить в два раза лучше, иронизирует менеджер компании-конкурента.

Возможно, дело в том, что «Росгосстрах» в прошлом году сильно сократил портфель договоров, рассуждает руководитель управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров: за три квартала 2013 г. число договоров уменьшилось почти на 40%. «Разумеется, это нашло отражение в количестве страховых случаев, урегулированных в этом году», - объясняет он. А рост продаж этого года отразится на выплатах следующего.

«Нас не радует перенос центров урегулирования убытков в регионах», - заявил на днях руководитель департамента страхового надзора ЦБ Игорь Жук, добавив: «Как только мы [страховщики] придумываем что-то в ответ на экономические условия, мошенники и автоюристы все равно дают нам на это достойный ответ». По его словам, пример «Ингосстраха» по селекции автопортфеля показывает, что «успехов на рынке автострахования достигать можно». Количество заявленных и урегулированных убытков у большинства компаний близки. «Мы стараемся не доводить до суда», - объясняет Княгиничев.