S&P: Российская экономика адаптируется к низким ценам на нефть

Ей не привыкать к стрессовым ситуациям, признали участники конференции Standard & Poor's
Hasan Jamali/ AP

Российская экономика адаптируется к низким ценам на нефть, считает главный экономист Cбербанка CIB Евгений Гавриленков. К стрессовым ситуациям российской экономике не привыкать: они повторяются каждые пять лет с 1998 г., для принятия инвестиционных решений важно, насколько ситуация управляемая, а не то, составляют ли темпы ВВП «плюс 0,5%» или «минус 0,5%», сказал вице-президент Промсвязьбанка Владислав Хохлов.

Нет такой цены на нефть, которая бы сама по себе привела к понижению рейтинга России, заявил на конференции Standard&Poor's (S&P) старший директор агентства Кристиан Эстерс. С начала года цена барреля Brent cнизилась на 27,5% до $80,3 (данные Bloomberg).

Агентство Standard & Poor's первым из «большой тройки» понизило рейтинг России в апреле в связи с украинскими событиями и бегством капитала с уровня ВВВ до ВВВ- (это последняя ступенька в инвестиционной категории). На тот момент средняя цена на нефть находилась на отметке $107 за баррель.

По данным Росстата, ВВП вырос в январе - октябре на 0,8%. По итогам года рост составит около 0,5%, в следующем году, вероятно, будет спад в 0,3-0,4%, сказал ранее бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач. Экономика России продемонстрирует в 2015 г. отрицательные темпы роста в случае снижения цены на нефть до $60 за баррель, заявил на прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов.

Риск продолжительной стагнации в России возрастает, предупредила ведущий экономист агентства S&P Татьяна Лысенко. Инфляция ускоряется на фоне ослабления курса рубля и ограничений на импорт продовольствия, темпы роста зарплат существенно замедлились.

В условиях более низких нефтяных цен возможно возобновление темпов роста при правильном курсе Центробанка в отношении денежного обращения, считает Гавриленков. Предпосылки для валютного кризиса фактически создал ЦБ, указал он, масштабы рефинансирования за 15 месяцев выросли в 3 раза до 6 трлн руб., почти весь этот объем рефинансирования в итоге оказывался на валютном рынке: «Это были деньги из ничего».

С начала года курс рубля к доллару снизился на 28,04% (данные Bloomberg). По данным S&P, зависимость от средств Центробанка составляет 10% обязательств российских банков - это меньше, чем на пике кризиса в 2009 г. (13%), но она продолжит увеличиваться в условиях отсутствия роста депозитов населения.

Курс рубля упал, золотовалютные резервы ЦБ сократились, поскольку регулятор пытался поддержать национальную валюту, а годовой рост денежной массы замедлился приблизительно до 6-7%, отметил Гавриленков. Центробанку приходилось балансировать между курсовой и процентной политикой, признавала в интервью «Ведомостям» первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.

Центробанк упразднил бивалютный коридор и регулярные интервенции на границах интервала 10 ноября. До этого момента ситуация на валютном рынке напоминала прошлогоднюю, когда аналогичное сочетание поэтапной девальвации и рублевых вливаний стимулировало спекулятивные действия в отношении российской валюты, считает Гавриленков. По его мнению, переход к режиму свободно плавающего валютного курса оправдан, однако рубль удастся стабилизировать только в том случае, если под контроль будет взято рефинансирование под залог нерыночных активов. При правильном курсе ЦБ в отношении денежного обращения экономика быстро адаптируется к ухудшившимся условиям, которые связаны с санкциями и более низкими ценами на нефть, и инвестиции активизируются, поскольку 50% из них приходится на собственные средства компаний, а не займы.

«В данный момент мы рассматриваем сценарий, при котором рейтинг России стабилизируется на текущем уровне даже в случае рецессии», - указал Кристиан Эстерс.