Судостроительный банк задерживает платежи, но уверяет, что не имеет картотеки

Судостроительный банк придумал элегантный способ избежать картотеки платежей, которые не может провести с конца декабря. Он меняет даты платежей в системе «банк - клиент»

«Сложились несколько факторов: поднятие ставки ЦБ, поднятие гарантийного обеспечения на бирже - эти действия привели к нехватке залогов, - говорит руководитель департамента по управлению активами УК БКС Андрей Лифшиц. - Это была системная проблема, а не отдельного банка». «Сейчас это проблема всех банков, сидящих на так называемой пирамиде репо», - говорит казначей среднего банка. При этом 12% пассивов банка, или 10,2 млрд руб., приходится на средства, привлеченные в ЦБ.

В конце декабря Судостроительный банк (СБ-банк) начал задерживать проведение клиентских платежей, об этом «Ведомостям» рассказали несколько клиентов банка. Это подтвердили контрагент банка и один из банкиров, столкнувшийся с тем, что его заемщики не платят по кредитам в срок, так как СБ-банк задерживал платежи.

«Платеж на 400 000 руб., отправленный 29 декабря, до сих пор находится в статусе «идет обработка», жалуется один из клиентов банка. Другой предприниматель утверждает, что из шести отправленных налоговых платежей банк на днях провел два, но остальные висят. В такой ситуации банк уже должен был формировать картотеку неплатежей, говорит контрагент банка. Картотеки у банка нет, заверил его представитель, к настоящему моменту работа с платежами налажена.

Банк меняет даты платежей, утверждает клиент Андрей Кузнецов. В клиент-банке указаны три даты: формирование платежного документа, поступление его в банк на обработку и списание средств со счета. СБ-банк меняет дату поступления платежки в банк: это фактически произошло 25 декабря, но банк каждый следующий день указывает текущую дату - 26, 27 декабря и т. д., рассказывает Кузнецов. Точно так же меняется и дата списания. При этом при выгрузке другого технического служебного файла видны действительные даты формирования, поступления платежного документа и списания средств, которые отличаются от тех, что клиент видит в онлайне.

«Так банк уходит от формирования картотеки», - подозревает один из банкиров. Когда платеж реально списывается, по датам получается, что просрочки не было, говорит он. Другой клиент банка о смене даты платежей узнал от сотрудницы отделения, где обслуживается.

Президент банка Андрей Егоров от комментариев отказался. С 23 декабря он не является председателем правления банка, которым руководил с 2011 г., следует из информации на сайте банка. И. о. предправления назначен Василий Мельников. «В нынешней крайне непростой рыночной ситуации жизненно необходимо отвлечься от текучки и сосредоточиться на главном - на стратегическом блоке, на том, куда и как мы будем двигаться», - приводятся в сообщении банка слова Егорова.

Банк испытывает сложности с ликвидностью, говорит контрагент банка. На его позиции по ликвидности в значительной степени повлияла переоценка ОФЗ, продолжает он. Например, 16 декабря ОФЗ с погашением в январе 2028 г. за день подешевели на 12,5 п. п. до 53% от номинала. ОФЗ с погашением в декабре 2019 г. потеряли 11,2 п. п. - до 65,1%. Источник, близкий к руководству банка, сообщил «Ведомостям», что довнесение средств в ЦБ по маржин-коллам составило более 2 млрд руб.