Правительство хочет сократить расходы на дороги к чемпионату мира по футболу

Росавтодор надеется хотя бы сохранить траты на поддержание имеющейся сети
Бюджету придется сэкономить даже на дорогах к ЧМ-18/ Андрей Пронин/ ТАСС

Удвоение с отставанием. 492

км федеральных трасс должно быть построено и реконструировано в 2015 г. согласно плану деятельности Минтранса на 2015 г. Это на 74 км меньше изначального плана и на 223 км меньше, чем сдано в 2014 г. Если финансирование сокращается, поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог может быть не выполнено, не раз предупреждал Минтранс

Оптимизация расходов на строительство автодорог коснется всех строек, запланированных на 2015 г., в том числе и дорог, которые должны быть построены и реконструированы к чемпионату мира по футболу 2018 г. Это следует из протокола совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова от 29 января. Он предписывает Минтрансу «обратить внимание на необходимость оптимизации расходов <...> включая расходы на реализацию мероприятий в рамках подготовки к чемпионату мира», рассказали два чиновника, знакомых с содержанием документа.

Минтрансу, как и другим министерствам, предстоит минимум на 10% сократить расходы по госпрограммам. Но программу строительства автодорог на 2015 г. ждет более существенный секвестр.

Расходы на дорожное хозяйство делятся на две основные категории: текущие - на содержание и ремонт, а также инвестиционные - на строительство и реконструкцию. Затраты на содержание решено не снижать. В действующем законе о бюджете на содержание на 2015 г. заложено 219,8 млрд руб. против 209 млрд годом ранее.

Росавтодор прорабатывает различные сценарии оптимизации, но главный акцент будет сделан на сохранение финансирования на ремонт и содержание, объясняет представитель ведомства. Нужно сохранить темпы приведения дорог в нормативное состояние, продолжает он.

Зато под вопросом оказалось строительство новых дорог. На строительство и реконструкцию в бюджете пока заложено 128,8 млрд руб. плюс субсидии регионам - в их числе 10,7 млрд на дорожные стройки к чемпионату. Обсуждалось сокращение расходов на строительство и реконструкцию на 28%, говорил чиновник, курирующий инфраструктуру. Зампред думского комитета по транспорту Сергей Тен на прошлой неделе сообщил о возможном сокращении примерно на 25% (его цитировал «Интерфакс»).

Изначально предлагалось резать расходы по всем проектам, кроме дорог, которые должны быть построены и реконструированы к чемпионату мира, говорил федеральный чиновник. Но такой подход на совещании у Шувалова поддержан не был, рассказывает другой чиновник: уже обсуждается сокращение смет для стадионов, экономить решено и на автодорогах. Представители Минтранса и секретариата Шувалова поручение не комментируют. Но сейчас все ведомства, регионы и муниципалитеты должны быть нацелены на оптимизацию расходов при соблюдении международных обязательств и стандартов безопасности, подчеркивает представитель секретариата Шувалова.

В программе подготовки к чемпионату мира предусмотрено 11 автодорожных объектов - в основном это подъезды к аэропортам и стадионам. Согласно программе финансировать их должны регионы при поддержке федерального бюджета. Но по факту федеральный бюджет оплатит региональные проекты почти полностью - до 95%, объяснял ранее человек, близкий к Минтрансу. Подход к футбольным стройкам изначально был строгим - чтобы не повторить олимпийский сценарий, рассказывали чиновники. Хотя регионы присылали заявки на обновление чуть ли не всей улично-дорожной сети городов, где пройдут матчи, в программу попали только дороги аэропорт - стадион, а деньги будут выделяться только при наличии утвержденной проектной документации. Правда, когда встал вопрос о сокращении расходов на транспорт, было представление, что дороги для чемпионата не тронут, говорит один из чиновников.

До 2018 г. еще надо дожить, а дорогу от аэропорта до стадиона можно построить аврально, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: средства ограничены, и приходится выбирать наиболее срочные траты зачастую в соответствии с логикой политического выживания.