НСПК обновляет программное обеспечение и этим объясняет вчерашний сбой

Некоторые банкиры отмечают, что это уже второе отключение системы за неделю
Гендиректор НСПК Владимир Комлев обещал защитить систему от сбоев и международных конкурентов/ Е. Разумный/ Ведомости

В понедельник утром клиенты некоторых банков не могли воспользоваться своими картами, сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт (НСПК), куда банки передали на обработку транзакции по картам Visa и MasterCard. «С 11.21 до 11.34 наблюдались частичные отказы в обслуживании карт некоторых банков», – заявил представитель НСПК.

Он объяснил, что «нештатная ситуация» произошла во время плановых работ НСПК по обновлению программного обеспечения. И добавил, что в указанный период у держателей карт с первого раза могла не пройти операция по карте, данная ситуация не привела к списанию средств со счета. Пресс-служба рассказала, что причина «оперативно устранена, с 11.34 НСПК работает в штатном режиме».

У нас в течение 6 минут не работал канал связи между банком и НСПК, это был глобальный сбой, рассказывает сотрудник банка из топ-60. «Повезло, что это было в понедельник в 11 часов: это рабочее время, и клиенты не так активно пользуются картами, это не вечер пятницы», – указывает он. И тут же добавляет, что остановка даже на одну минуту – это очень существенно, клиенты это замечают.

Когда сбоила НСПК

Последний сбой в НСПК, о котором было известно, случился 8 июня. Тогда клиенты испытывали проблемы с карточками с 13.09 до 13.38 мск. Причина, по словам представителя НСПК, была связана с «некорректной обработкой скрипта в одном из приложений программного обеспечения». Самый крупный сбой в НСПК длился около пяти часов, он случился в ночь на 29 апреля и затронул большинство банков.

Представитель розничной сети «Ашан» рассказал, что «был незначительный сбой», который не повлиял на работу кассового департамента.

«В понедельник у нас упал канал связи, по которому вся информация по картам поступает в НСПК, проходили только единичные операции», – подтверждает сотрудник банка из топ-30. В его банке сбой длился около четырех минут – с 11.24 до 11.28. «Не работали чужие карты в наших устройствах, 80% карт, операции по которым не проходили, пришлись на Сбербанк», – сказал он и уточнил, что по картам его банка отказов не было.

Представитель Сбербанка подтвердил, что «действительно наблюдалось несколько кратковременных отклонений в обслуживании пластиковых карт банка общей продолжительностью не более пяти минут». По его словам, причины и последствия отклонений уточняются, «в настоящее время все процессинговые системы банка работают в штатном режиме».

Ранее представитель ЦБ рассказывал, что «у НСПК есть SLA (соглашение об уровне услуг. – «Ведомости») с международными платежными системами. Представитель Visa в понедельник отказался комментировать, будет ли его компания направлять запрос в НСПК в связи со сбоем, представитель MasterCard лишь заявил, что компания уведомлена о сбое.

Это второй сбой за неделю, первый произошел 29 октября в ночное время, вспоминает банкир в банке из топ-30. Сбой в работе карт был вызван обновлениями, которые специалисты НСПК устанавливали в системе, объясняет он. И указывает, что проблема была решена, когда специалисты вернули систему к предыдущей версии. По словам сотрудника банка из топ-60, это было плановое переключение и продлилось оно не больше минуты, его клиенты ничего не заметили. Представитель НСПК это не прокомментировал.