Расчистка банковского сектора вынуждает сомнительных клиентов проводить операции в крупных банках

Пока ЦБ и банки не придумали, как с ними бороться
Объем выявленных сомнительных операций в Сбербанке вырос на 25% с начала года, заявил президент госбанка Герман Греф (цитата по ТАСС)/ М. Стулов/ Ведомости

Объем выявленных сомнительных операций в Сбербанке вырос на 25% с начала года, заявил президент госбанка Герман Греф (цитата по ТАСС). Их количество растет каждый год, констатировал он. Точные цифры он не назвал, представитель Сбербанка также не смог их уточнить.

Опрошенные банкиры говорят, что таков результат расчистки банковского сектора от банков и компаний, которые проводят операции по отмыванию доходов, выводу капитала, обналичиванию и проч. ЦБ борется с банками, вовлеченными в сомнительные операции, и организации, занимающиеся транзитной деятельностью и обналичиванием, пытаются прорваться в крупные банки, говорит начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. По ее словам, «мотивация» этих компаний – затеряться в масштабах банка, «не потерять средства в случае отзыва лицензии, что с большой долей вероятности случится, приди такая организация в банк с сомнительной репутацией». Повышенную активность недобросовестных клиентов подтвердили в Райффайзенбанке, а ранее отмечали в «ВТБ 24» и Альфа-банке (оба увеличили число отказов в обслуживании для новых клиентов). Сбербанк создал центр по комплайенсу, который располагается в Санкт-Петербурге, чтобы эффективнее выявлять схемы в филиалах.

Небольшие и средние банки подвергаются сейчас серьезным проверкам со стороны ЦБ, говорит топ-менеджер банка из топ-100. Каждый квартал банки получают информацию от ЦБ с объемом транзитных, по мнению регулятора, операций и клиентов, а с ними требование к следующему кварталу сократить их не менее чем на 20%, говорит собеседник «Ведомостей». Банки вычищают таких клиентов, рассказывает он, так они оказываются в крупных банках в надежде затеряться в большом потоке.

«Вывод капитала сейчас стоит дорого – от 5%, обналичивание еще дороже – порядка 7%, а к концу года цены еще вырастут», – делится один из банкиров. Благодаря борьбе ЦБ со схемами незаконного обналичивания цены на него в этом году выросли вдвое, говорил в ноябре директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов.

Но дело не только в действиях ЦБ, считает сотрудник банка из топ-10, в кризисное время, как правило, растет число сомнительных клиентов и операций. Из-за ухудшения экономической ситуации средний и малый бизнес постепенно переходит на работу всерую, оптимизируя налоговые обязательства, около 95% сомнительных операций – это не классическая легализация, а способ функционирования большого сегмента экономики, указывает собеседник «Ведомостей».

На одной из встреч с банкирами представители ЦБ рассказывали, что сомнительные операции в небольших и средних банках им почти удалось победить и теперь вопрос – как решать эту проблему в крупных, говорит предправления банка из топ-100.

Предложенные меры не помогут, беспокоится сотрудник банка из топ-10, банки не могут использовать методику определения транзитных операций ЦБ из-за несоответствия источников информации: регулятор видит данные по всей системе, а банки – только свои. Важный критерий – неуплата налогов, а налоговый период длится три месяца, и компании могут совершить неприемлемо большой объем операций, говорит он, банк сможет их квалифицировать как сомнительные уже постфактум.