Люксовые автомобили оказались лучшей инвестицией десятилетия

На них можно было заработать почти 500% – в разы больше, чем на вине, искусстве, элитной недвижимости, акциях и хедж-фондах
Автохлам из дедушкиного гаража после реставрации может оказаться ценным раритетом
Автохлам из дедушкиного гаража после реставрации может оказаться ценным раритетом / Е. Разумный / Ведомости

Ferrari и Porsche легко обогнали самых известных управляющих хедж-фондами, принеся за последние 10 лет трехзначный доход.

Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством элитной недвижимости Knight Frank (Knight Frank Luxury Investment Index), за 5- и 10-летний периоды, завершившиеся в конце I квартала 2016 г., вложения в топовые марки классических автомобилей принесли 161 и 467% дохода соответственно. Это существенно больше, чем можно было заработать на инвестициях, например, в золото, дорогую лондонскую жилую недвижимость или просто в акции (см. график). В частности, индекс доходности хедж-фондов, который рассчитывает Hedge Fund Research, вырос с начала 2006 г. на 39,6%.

Отдельные управляющие хедж-фондами за прошедший год смогли показать более высокую доходность, чем дали альтернативные инвестиции. Тем не менее рост цен на классические автомобили составил 17%, тогда как средний хедж-фонд, по данным Preqin, потерял почти 2%.

Цены на многие люксовые автомобили на аукционах остаются чрезвычайно высокими. В феврале Ferrari 335 S Spider Scaglietti 1957 года выпуска была продана более чем за 32 млн евро (включая налоги и премию покупателя) после ожесточенной 10-минутной торговли между двумя претендентами. Это рекордная цена в евро, уплаченная за гоночную машину на аукционе. (Долларовый – и мировой – рекорд, который Ferrari 335 не побила при пересчете по курсу, принадлежит другой модели этой же марки – Ferrari 250 GTO, проданной на аукционе Bonhams в Калифорнии в 2014 г. за $38 млн.)

Рекордсмены аукционов

Женитьба по любви

После продажи редкие марки классических автомобилей вряд ли будут спрятаны в гаражах новых владельцев. «Автомобиль как инвестиция – это, конечно, прекрасно, но ничто не сравнится с управлением машиной, в которой под вашей правой ногой таятся 400 лошадиных сил, – говорит Саймон Кидстон, основатель женевской фирмы Kidston, консультирующей коллекционеров классических автомобилей. – Купить такую машину и не водить ее – все равно что жениться на самой прекрасной женщине на свете и не ложиться с ней в постель».

Хотя рынок премиальных марок остается достаточно сильным, эксперты предупреждают, что их предложение быстро увеличивается, из-за чего тормозится рост цен. С начала этого года он составил лишь 1,06%.

«Количество выставляемых на продажу автомобилей значительно увеличилось, – говорит Дитрих Хатлапа, основатель Historic Automobile Group International – компании, специализирующейся на анализе инвестиций в редкие классические автомобили. – Появилось больше аукционных домов, проводится больше аукционов. Аукционы, длившиеся один день, теперь идут два. Да и число дилеров за последние пять лет выросло более чем вдвое».

Покупатели теперь уделяют повышенное внимание истории автомобиля, добавляет Хатлапа: «Людям нравится оригинальность, и за это они готовы платить высокую цену». В качестве примера он приводит Jaguar XK120C C-Type 1953 года выпуска – участвовавший в гонках двухместный родстер, который в мае был продан на аукционе Bonhams в Монте-Карло за 7,25 млн евро.

Автохлам из дедушкиного гаража после реставрации может оказаться ценным раритетом

Фриц Кайзер, исполнительный председатель совета директоров Kaiser Partner, лихтенштейнской компании по управлению благосостоянием, консультирует клиентов по вложениям в альтернативные активы и сам коллекционирует автомобили. У него, в частности, есть Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1956 года выпуска и произведенная в 1959 г. BMW 507.

Несколько перегретый рынок сейчас охлаждается, что не так хорошо для инвесторов, но зато наступает хорошее время для коллекционеров, считает Кайзер. «Если вы думаете купить Ferrari в надежде на то, что в ближайшие два-три года она удвоится или утроится в цене, не думаю, что это хорошая идея. Но если вы коллекционер, сейчас хорошее время для покупки», – говорит он.

Другие альтернативные инвестиции тоже принесли своим владельцам хорошую выгоду, свидетельствует Knight Frank Luxury Investment Index. За 10 лет дорогое вино выросло в цене на 245%, а за пять лет второй после автомобилей результат показали монеты (73%). Рынок искусства показал рост на 206% за 10 лет, но за последние пять – только на 16% из-за некоторого снижения цен в целом за последнее время.

Инвесторы и коллекционеры дорогих автомобилей в последние месяцы стали более разборчивы, говорит Эндрю Ширли, автор доклада Knight Frank: «Это характерно для любого рынка, который рос в течение длительного времени, – цены достигли уровня, на котором люди берут паузу». То же самое произошло на рынке произведений искусства, где цены на аукционах достигли невероятных высот, отмечает он: «И теперь люди не хотят платить такие деньги, если только их не просят за лучшие и самые исключительные произведения искусства».

Перевел Михаил Оверченко

Забытые раритеты: коллекция из 60 редких автомобилей, найденных во Франции