Финансы
Бесплатный
Анна Еремина
Статья опубликована в № 4155 от 07.09.2016 под заголовком: Три миллиарда на поиск клиентов

«Тинькофф банк» готов все больше платить за новых клиентов

Расходы на привлечение клиентов выросли за год в 2 раза

«Тинькофф банк» потратил за первое полугодие на привлечение клиентов 3 млрд руб., говорится в его отчетности по МСФО. Это вторая по величине статья непроцентных расходов банка после административных затрат на 5,1 млрд руб.

В расходы на привлечение банк включает затраты на рекламу и маркетинг (1,6 млрд руб.), персонал, непосредственно связанный с работой с новыми клиентами (1,2 млрд руб.), услуги бюро кредитных историй (121 млн руб.), телекоммуникацию (66 млн руб.).

Эти расходы включают привлечение на все бизнес-линии – кредиты, транзакционные продукты, Tinkoff Black (дебетовая карта), страховая, ипотечный брокер, обслуживание малого и среднего бизнеса и т. д., указывает представитель банка. Он отказался раскрыть, какая доля приходится на каждый из сегментов и каково общее число привлеченных клиентов.

По данным банка, за полгода он привлек 460 000 новых активных клиентов. Представитель банка заверил, что в это понятие входят только клиенты, активировавшие свои кредитные карты. За аналогичный период прошлого года банк привлек 175 000 новых активных клиентов, следует из материалов банка, а на привлечение по всем сегментам он потратил 1,5 млрд руб. Рост затрат год к году связан с увеличением расходов на маркетинг и рекламу (в основном за счет ТВ-рекламы), а также с ростом расходов на персонал – банк нанимал новых людей в связи с расширением бизнеса, а также индексировал зарплату, поясняет представитель «Тинькофф банка».

Может себе позволить

Менеджмент «Тинькофф банка» сохранил все прогнозы, которые давал ранее, кроме рентабельности капитала: она превысит 30%, тогда как раньше банк ожидал, что она будет более 25%. Банк планирует получить чистую прибыль по итогам года на уровне 7–8 млрд руб., стоимость риска и стоимость фондирования – 10–12%, чистый прирост портфеля – 15–20%.

Другие банки в отчетности отдельно не раскрывают стоимость привлечения клиентов: «Русский стандарт», «ОТП банк», ХКФ-банк, «ВТБ 24» цифры не предоставили. «Стоимость привлечения нового клиента, претендующего на кредит до 300 000 руб., в среднем составляет 800–2500 руб.», – указывает гендиректор финансового маркета «Юником 24» Юрий Кудряков. Стоимость заключения одного кредитного договора у «Почта банка» – 3500 руб., рассказывала ранее «Ведомостям» его директор по маркетингу Евгения Ленская.

«Тинькофф банк» традиционно выделяет расходы на привлечение клиентов в своей отчетности – это затраты на новых клиентов, указывает аналитик Fitch Дмитрий Васильев. По его мнению, с учетом рентабельности капитала банка за первое полугодие на уровне около 40% эти расходы не являются очень существенными.

«Мы получаем около 500 000–600 000 заявок на кредитные карты в месяц, – рассказывает предправления «Тинькофф банка» Оливер Хьюз. – Если мы захотим сделать больше, мы сделаем больше». По его словам, банк находит заемщиков через интернет, партнеров (например, «Связной» или «Евросеть»), мобильные каналы, программы лояльности, рекламу и т. д. Хьюз указывает, что «Тинькофф банк» отбирает только качественных заемщиков, которые имеют относительно маленькую долговую нагрузку или вообще не имеют кредитов. «У нас очень маленькие стартовые лимиты по картам – около 35 000 руб., что примерно равняется ежемесячной зарплате нашего входящего потока», – заключает он. За последнее время уровень одобрения кредитов вырос с 15 до 25%.

Все эти меры помогли «Тинькофф банку» увеличить кредитный портфель за полгода на 10% до 111,4 млрд руб. (до вычета резервов), рост произошел за счет сегмента кредитных карт – карточный портфель банка составляет 101 млрд руб.

В 2014–2015 гг. «Тинькофф банк» снижал аппетит к риску, что привело к постепенному улучшению качества активов и, как следствие, финансовых результатов, говорит Васильев. Однако, несмотря на проделанную работу, на банк будет негативно влиять неблагоприятная экономическая ситуация: реальные доходы населения падают уже 20 месяцев подряд, поэтому банк даже при условии того, что большую часть его портфеля составляют кредиты, выданные по новым, более строгим стандартам, не застрахован от ухудшения качества активов в будущем, указывает он. По его словам, потери «Тинькофф банка» (процент кредитов, выходящих на просрочку за определенный период времени в годовом исчислении) находятся на уровне других игроков. Так, за полгода этот показатель составил 12%, за II квартал – 11%, рассказывает Васильев. Доля кредитов, просроченных на срок свыше 90 дней, снизилась с 11,3% в I квартале до 10,9%, подсчитали аналитики «ВТБ капитала». Растет и депозитная база «Тинькофф банка» – за полгода средства клиентов выросли на 13% до 101 млрд руб., говорится в отчетности. При этом второй квартал подряд «Тинькофф банк» получает рекордную прибыль: во II квартале он заработал 2,5 млрд руб., а всего за полугодие – 4,4 млрд руб.