Финансы
Бесплатный
Дарья Борисяк
Статья опубликована в № 4245 от 20.01.2017 под заголовком: Грефу больше не нанимать

Сбербанк мечтает о роботах

Его президент Герман Греф предрек массовый исход сотрудников из банков, но пока в это мало кто верит

Сбербанк может сократить число сотрудников вдвое к 2025 г., заявил президент госбанка Герман Греф. «Если смотреть в будущее, то сейчас у нас 330 000 сотрудников, но в 2025 г., я думаю, у нас останется только половина из них», – сообщил он (цитата по Reuters). Столь существенный потенциал сокращений госбанкир объяснил тем, что Сбербанку предстоит цифровая трансформация. «Банковский сектор – одна из наиболее консервативных сфер в мире. Но мы видим, что сейчас там прорывная ситуация, поэтому в следующие пять лет мы можем увидеть столько изменений в банковском секторе, сколько не видели за последние 50 лет», – пообещал Греф (цитата по «Интерфаксу»). Он рассказал, что 98% операций корпоративных клиентов проводятся в Сбербанке через цифровые каналы, в то время как с физлицами – лишь 50%, и предположил, что через восемь лет будет уже около 100%.

К 30 сентября 2016 г. в группе Сбербанка работало 328 679 человек, следует из его отчетности по МСФО (данные за весь предыдущий год появятся в марте). Годом раньше их было на 513 больше (см. инфографику). Сбербанк – пятый по величине работодатель страны, больше – только у РЖД, «Ростеха», «Газпрома» и «Почты России». Расходы Сбербанка на персонал за девять месяцев прошлого года составили 278,1 млрд руб.

Согласно отчетности, расходы Сбербанка на оплату труда составляют около 54% от операционных расходов госбанка, говорит аналитик UBS Михаил Шлемов. Он полагает, что Греф, когда говорил о сокращениях, имел в виду сокращение сотрудников самого Сбербанка – это 265 000 человек. «Речь идет о сокращении примерно 40% сотрудников группы. Это, если исходить из текущих цифр, позволит снизить соотношение операционных расходов к активам госбанка с 2,6 до 2,3%», – подсчитал он. Это большое снижение, говорит Шлемов, оно, например, может позволить компенсировать снижение чистой процентной маржи примерно на 75 базисных пунктов. Эффект мог бы быть намного больше, но инвестиции в автоматизацию и IT съедают часть эффекта, указывает он.

Железная леди Сбербанка

В декабре Сбербанк запустил проект Iron Lady – систему искусственного интеллекта для звонков должникам. Система отличается от стандартных роботов тем, что интерпретирует ответы клиентов и формулирует вопросы в зависимости от них. Правда, словарь «железной леди» ограничен – он будет пополняться в процессе разговоров с клиентами по принципу машинного обучения.

«Такие долгосрочные прогнозы носят отчасти визионерский характер. Но, безусловно, в будущем количество сотрудников группы будет зависеть как от потребностей бизнеса, так и от внедрения цифровых технологий. ВТБ и сейчас проводит политику по оптимизации персонала», – сообщил представитель второго госбанка страны. В ближайшие два года группа сократит число сотрудников как за счет интеграции банка «ВТБ 24», так и за счет оптимизации других бизнес-структур, добавил он.

Планы по сокращению персонала соответствуют тренду – появляется все больше сервисов, которые позволяют людям самостоятельно и дистанционно получать услуги, говорит управляющий партнер компании «Экопси консалтинг» Марк Розин. По его словам, 8–10 лет – это большой срок и сократить за это время численность сотрудников в 2 раза абсолютно реально при условии, что многие процессы станут автоматизированными. «Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются большие компании при желании сократить персонал, – это рекомендации властей этого не делать: корпорации несут социальную ответственность, крупное сокращение может увеличить безработицу», – заключает Розин.

Сейчас сократить в банке половину сотрудников невозможно, считает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. «В самой роботизированной отрасли – автомобилестроении число занятых увеличивается вместе с количеством роботов. Так, в США в 2010–2015 гг. появилось 135 000 промышленных роботов, за это же время число рабочих мест выросло на 200 000–300 000. В 1990-х гг. на каждого рабочего в отрасли приходилось 12–13 роботов, в 2015–2016 гг. – 19–20. Массовых сокращений явно не наблюдается», – рассказывает он. Как на самом деле будет развиваться ситуация, сейчас предположить сложно, замечает он, в некоторых вещах искусственный интеллект пока не способен выполнять ряд задач, которые под силу только человеку.

Представитель Сбербанка не ответил на вопросы о том, проводился ли уже аудит сотрудников и насколько могут сократиться расходы госбанка.

Читать ещё
Preloader more