«Тинькофф» примет карты в офлайн-магазинах

Банк запустит торговый эквайринг, однако работать в магазинах он будет через посредника – ему поможет Бинбанк
Пока сервис будет доступен только тем клиентам, у которых в «Тинькофф банке» открыт счет/ М. Стулов / Ведомости

«Тинькофф банк» запустил сервис по приему карт (эквайрингу) в офлайн-магазинах, написал в Instagram его владелец Олег Тиньков. Представитель банка уточнил, что пока прием карт работает как пилотный проект, сервис будет доступен только тем клиентам, у которых в «Тинькофф банке» открыт счет.

До сих пор банк занимался только онлайн-эквайрингом. Тиньков рассказывал осенью 2016 г. в интервью «Ведомостям», что банк инвестирует в этот бизнес и занимает 5-е место в России. Впрочем, «Тинькофф» пока не собирается самостоятельно идти в новый для него бизнес: услуги офлайн-эквайринга «Тинькофф банк» будет оказывать через Бинбанк, который станет «техническим партнером». Представители обоих банков подтвердили, что будут работать по указанной схеме.

Доля под угрозой

Занимающий пятое место по интернет-эквайрингу «Тинькофф» может лишиться крупного партнера – AliExpress, который может уйти на эквайринговое обслуживание в Сбербанк, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из банков. Человек, близкий к Сбербанку, подтвердил, что переговоры ведутся, но окончательного решения пока нет. Пресс-службы обоих банков отказались комментировать этот вопрос, так же поступил и директор по развитию AliExpress в России и СНГ Марк Завадский.

Человек, знакомый с условиями партнерства банков, поясняет, что с точки зрения платежных систем это будет эквайринг Бинбанка, он будет заниматься обработкой транзакций, за «Тинькофф банком» останется работа с клиентами. Двое собеседников «Ведомостей» рассказали, что это новый тип сотрудничества банков на российском рынке – нечто похожее делает процессинговая компания UCS, когда обрабатывает карты торговых точек, которые являются клиентами сотрудничающих с UCS банков. Однако UCS не является банком.

Из комментариев к публикации Тинькова следует, что ориентир комиссии для предприятия за обработку карт составляет 1,8% от суммы транзакции, хотя, как правило, тариф может меняться в зависимости от типа торговой точки, региона, оборота, категории карты, по которой совершается покупка. Комиссии за прием карт в интернете исторически были более высокими, что объясняется в том числе более высоким уровнем мошенничества: так, на сайте «Тинькофф банка» говорится, что он готов обрабатывать карты в интернете за 2–3%.

Рынок офлайн-эквайринга (или торгового эквайринга) сформирован и практически поделен, хотя и заметно растет за счет увеличения пользователей банковских карт, рассказывает основатель сервиса PayMe Владимир Канин. На рынок интернет-эквайринга, на котором сейчас специализируется «Тинькофф», проще войти не только из-за того, что конкуренция на нем не так сильна, но и из-за технических аспектов: для приема карт в обычных магазинах нужно закупать много оборудования, нанимать инженеров, наладчиков и т. д., указывает Канин. Почти 60% рынка занимает Сбербанк, на втором месте – «ВТБ 24» (более 25%), за ними следуют UCS и «Русский стандарт», свидетельствуют данные банков.

Продвинуться на рынке торгового эквайринга можно благодаря новаторским решениям, которыми славится «Тинькофф», считает специалист по исследовательской деятельности бизнес-школы «Сколково» Егор Кривошея. Торговые точки очень чувствительны к ставке эквайринга, указывает он. «Тинькофф» может завоевать немалую часть рынка, предлагая более выгодные условия, чем средние по рынку 1,8%, рассказывает Кривошея.